Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Страна блуждания


-4
Рейтинг
-4


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
5

Вопрос: Откуда же взял Каин жену себе, если кроме Адама и Евы никого на свете ещё не было?

Страна блуждания
Протоиерей Олег Ведмеденко

Вопрос: В четвёртой главе Книги Бытие читаем, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, и что родилось у них двое сыновей: Каин и Авель. И убил Каин брата своего Авеля, и изгнан был от лица Господня, и поселился в земле Нод. И "познал Каин жену свою; и она зачала, и родила..." (Бытие, 4 глава, 1-17 стихи).

Откуда же взял Каин жену себе, если кроме Адама и Евы никого на свете ещё не было? И что это за страна Нод, в которую он пошёл?


Ответ: Библия – книга духовно-символическая. Об этом свидетельствует нам Священное Писание:

"Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притчах, и произнесу гадания из древности" (Псалом 77, 1-2 стихи).

"Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется речённое чрез пророка, который говорит: "отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира..." (Евангелие от Матфея, 13 глава, 34-35 стихи).

Основной принцип каппадокийской школы богословия, которую официально признает православная церковь (впрочем, от которой на деле давно уже отошла), изложен святым Григорием Богословом: "Сквозь букву проникай во внутреннее..." На основании этого основополагающего правила экзегетики (науки о толковании Святого Письма) мы и рассмотрим вышеизложенный отрывок. Но для этого нам вначале необходимо ответить на вопрос: Кого символизирует жена на библейском языке, а кого – муж?

Жена на языке символов – это жизнь, чувства, церковь. Муж же соответственно – вера, разумение, Господь. Жена покрывается (жизнь – верою, чувства – разумом, церковь – Христом), муж же – "не должен покрывать головы" (Первое послание апостола Павла к Коринфянам, 11.7). Вера и разумение наши должны быть открытыми, как и сказано: "Всякого, кто исповедает Меня [Христа-смирение как путь] пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным..." (От Матфея, 10.32-33)

Из вышеуказанного видно, что когда мы читаем в первой Книге Библии, Бытии, повествование об Адаме и Еве, – то речь здесь не столько о персоналиях, сколько вообще о первых людях веры, о первой церкви Божией. А также становится понятным и то, что, в действительности, не месил Бог глины в корыте, и не лепил из неё Адама, и не вдыхал ему в ноздри через соломинку дыхание жизни, как это так, или приблизительно так, утверждают представители буквалистического направления в толковании Священного Писания, о которых апостол Павел сказал:

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины обратят слух и обратятся к басням" (Второе к Тимофею, 4.3-4).

В образе земного Адама изображены в Библии те представители цивилизации людей (собственно, первая Церковь, первые люди веры), которые поднялись на высоту духовного созерцания, коснулись сути величественного замысла Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого – идеи богоединения путем обожения твари. Те, которые поднялись на высоту истинной веры в Единого Бога – веры смиренной, действующей любовью. Поднялись на вершину стяжания райской услады боговедения. Причастились животворящих плодов духовного Эдема, сподобились плодов "древа жизни" воли Божьей – познали добро через добро. Дотронулись надмирной благодати, вселенской энергии Любви. Вкусили радость единения с Божеством...

Историю первых людей веры духовно освещает преподобный старец Серафим Саровский в известной беседе с Николаем Мотовиловым. Приведу только отрывок из неё:

"Мы, в нынешнее время, через нашу почти всеобщую холодность к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа, и через невнимательность нашу к действию относительно нас Его Божественного Промысла, до того дошли, что, можно сказать, почти совсем отошли от действительно христианской жизни... Слишком уж мы сделались невнимательными к делу нашего спасения, от чего и выходит, что мы и много слов Священного Писания воспринимаем не в том смысле, как бы надлежало...

Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Бытие, 2.7), то будто это означает, что в Адаме до того не было души и духа человеческого, а было будто бы лишь только одно тело, созданное из праха земного...

Неверное это толкование, ибо Господь Бог создал Адама из праха земного в той полноте, о которой святой апостол Павел говорит: "...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока..." (Первое к Фессалоникийцам, 5.23). И все эти три части нашего естества созданы были из праха земного (из природных химических элементов, естественным же путём развития, эволюции), и Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом (неандерталец, кроманьонец, гомо сапиенс), подобным иным живущим на земле одушевлённым Божьим творениям.

Но вот в чём сила: что если бы Господь Бог не вдохнул потом в лице его это дыхание жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, Который от Отца исходит, и в Сыне пребывает, и ради Сына в мир посылается, то Адам (первые люди), как бы ни был он совершенно создан в сравнении с иными творениями, будучи венцом творения на земле, всё-таки остался бы неимеющим внутри (в сердце) Духа Святого, возводящего его (человека, рождённого свыше, одухотворённого, осиянного Божественным светом благодати) в Богоподобное достоинство (на высоту видения духовными очами славы Господней, ощущения в сердце своём присутствия Божия; на вершину молитвенного предстояния, созерцания, единения с Божеством, – на вершину святости), и был бы подобен всем прочим творениям, которые хотя и имеют тело, и душу, и дух, надлежащие каждому по роду их (в том числе и т. наз. роду "гомо сапиенс" – "человека разумного"), но Духа Святого внутри себя не имеющим..."

История грехопадения Адама и Евы (веры и жизни, общины первых рождённых от Духа, Церкви причастников мистического опыта Божественной реальности) требует отдельного освещения. Сегодня же дадим ответ на вопрос, поставленный читателем. Кто такие на библейском языке Каин и Авель? Если Адам символизирует собою веру, действующую любовью, Ева – общину верных, то Каин и Авель – восыновление этой веры, два способа служения. Приземлённое, душевно-телесное, поражённое духом фарисейства и корыстолюбия, обрядоверия и религиозного фанатизма Каиново служение, приносящее Богу "от плодов земли дар", о котором Господь говорит: "Почему, когда Я ожидал, что он принесёт добрые грозди, он принёс дикие ягоды?..." (Исаии, 5.4). И истинное, духовное, освящённое любовью, благословенное и благодатное служение Авеля – служение в Духе и истине, возлагающее на жертвенник воли Божьей, на алтарь исполнения закона Божией Любви, плоды святого смирения, полноценные гроздья милосердия и богопознания, приносящее жертвы духовные "от первородных стада своего и от тука их", о которых Псалмопевец:

"Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный (овечка – символ смирения); сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Псалом 50, 18-19).

И, наконец, кто же та Каинова жена? Нет, не просто сестра она его, как это понимают сторонники толкования Слова Божьего по букве. Жена Каина – это окаянная жизнь, души тех, кто принимает в себя идеологию Каина, оплодотворяется духом его. Это сердца тех несчастных, которые убивают в себе светлое Авелево служение, и вместо того, чтобы осесть в благословенных жилищах Отца нашего Небесного и преобразить сердца свои в храмы Святого Духа смирения и любви, – убегают от лица Господня, идя путём блудного сына в мир, в библейскую страну Нод, что означает "блуждание"...

www.vedmedenko.org

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua