Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Киев   Москва. корни   нации

Самостоятельный (дилетантский) взгляд на историю или Чьи где корни – 2

Молонов Сергій | 18.03.2009 23:16

8
Рейтинг
8


Голосів "за"
11

Голосів "проти"
3

Итак, 1562 год. Начало войны Московского государства и Великого княжества Литовского, Руського, Жомойтского и иных.

К этому времени Московским княжеством захвачены Казанское и Астраханское ханства, территория и людские ресурсы увеличены практически в два раза...

В Великом княжестве Литовском (сокращенное название) официальным языком является руський (русинский), официальными историками России всегда скромно называющийся почему-то "западнорусским письменным языком" или же "староукраинским и старобелорусским".

"Во времена Великого Княжества Литовского этот литературный язык образованных слоев общества назывался "руская мова", "литовская мова" или "простая мова" (в отличие от церковнославянского). Хотя следует помнить, что этим термином тогда обозначались и живые народные говоры, которые вместе со старобелорусским и староукраинским сформировали современные белорусский и украинский языки, но которые иногда заметно отличались от письменного языка." http://ru.wikipedia.org/wiki/Западнорусский_письменный_язык

В статуты Великого княжества даже вносились отдельные статьи, гарантирующие этому языку статус официального.

По большому счету само устройство княжества было федеративным и такие будущие украинские земли, как Киевские, Чернигово-Сиверские и Подолье вошли в состав по соглашениям и договорам, сохранив свою самостоятельность и самобытность.

Все это свидетельствует о том, что язык и уклад жизни этих земель в составе Великого княжества Литовского, Руського и т.д. не претерпели значительных изменений с самого момента фактического присоединения в 1320-1362 году. Стоит ли тогда считать, что они изменились до вхождения??

Сама война и сам ход военных действий между этими государствами не столь важен для рассматриваемого вопроса... Если бы.

Если бы неудачи Литовского княжества в этой войне, которые стали одним из факторов Люблинской унии 1569 года, объединившей Польское королевство и Великое княжество Литовское.

Более того, можно предположить, что именно война дала возможность польской стороне действовать решительно и жестко.

Не остается сомнений в том, что создание этого объединенного государства послужило одним из (а возможно и главным) фактором формирования наций, как на северных, так и на южных землях бывшего Древнекиевского государства... Но об этом несколько позже.

Из Самих военных действий интересен национальный состав войск Ивана Грозного и Стефана Батория.

"Иоанн в общем совете Бояр и Духовенства объявил, что настала година великого кровопролития; что он идет на землю Немецкую и Литовскую; двинул все полки к западу; кроме Россиян, Князья Черкесские, Шевкальские, Мордовские, Ногайские, Царевичи и Мурзы древней Золотой Орды, Казанской, Астраханской день и ночь шли к Ильменю и Пейпусу".

/Н.М. Карамзин "История", том IX, стр. 155-156./.

"Войско Стефаново было составлено из Немцев, Венгров, Ляхов, древних Славян Галицких, Волынских, Днепровских, Кривских и коренных Литовцев; Баторий. объявил, что извлекает меч на Царя Московского, а не на мирных жителей".

/Н.М. Карамзин "История", том IX, стр. 157./.

Оставим на совести великого историка название московитян УЖЕ россиянами, а руських (русинов) всего лишь "древними славянами" (???)...

Приведенные составы только подтверждают "азиатскость" Московского княжества и "европейскость" Литовского. Не больше, хотя и не меньше.

Ливонская война окончена в 1581 (1582?) году Ям -Запольским мирным договором, закрепившем полное поражение Москвы.

И еще один итог этой войны: в Восточной Европе образовалось сильнейшее государство, на многие десятилетия ставшее угрозой для Московии и не только в территориальных спорах, но и угрозой самого существования государства.

Эта "данность" принесла значительные изменения и для устоев южных земель.

Хотя бы то, что они перешли из влияния Литвы во владения Польши. С 1385 года Галычина уже была в составе Польши, сначало как "Княжество (королевство) Руськое", а потом (с середины 15 ст.), как Руськое воеводство.

Литовские князья всегда подтверждали свое "Старого мы не меняем, а нового не насаживаем". И, даже приняв католицизм в 1387 году, литовцы нормально относились к православию своих руських земель. Именно поэтому, к моменту Люблинской унии православные составляли большинство Великого княжества. А в 1458 году в Киеве была возобновлена православная метрополия.

Польское же владение отличалось гораздо меньшей терпимостью к православной вере, начиная от "больших возможностей" католиков в Речи Посполитой до агрессивных действий против православия.

Действие всегда вызывает противодействие. На украинских землях появляются как магнаты-покровители православия, так и совершенно новое – "братства". Кстати, одно из первых "братств" возникло во Львове. Именно это "братство" помогло Ивану Федорову основать типографию и отпечатать первую книгу "Апостол" в 1574 году.

А в начале 17 века многочисленные "братские" школы существуют по всей Украине...

Здесь опять стоит посмотреть на север.

Вот, что происходило в годы, когда в южных землях простые люди собираются в организации, что бы отстоять свою веру, помочь своим землякам с образованием, а во Львове отпечатана первая КНИГА!

А вот и Великий Новгород...раздавлен и уничтожен в 1570 году:

"Затем последовали казни, продолжавшиеся до 13 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода[160], совпадающему в большинстве деталей с немецким отчетом[129], Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и еще живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; "а жен их, мужеск и женск пол младенцы" он повелел "взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду". Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами[129], и живое предание об этом сохранялось еще в XIX веке[8]."Затем последовали казни, продолжавшиеся до 13 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода[160], совпадающему в большинстве деталей с немецким отчетом[129], Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и еще живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; "а жен их, мужеск и женск пол младенцы" он повелел "взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду". Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами[129], и живое предание об этом сохранялось еще в XIX веке[8].

Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200-300 км, творили грабежи и убийства по всей округе. Число погибших неизвестно, современные ученые их считают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч"


http://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный#.D0.9E.D0.BF.D1.80.D0.B8.D1.87.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D0.B0

А вот и об "православии и защите веры"...

"Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 Малюта Скуратов лично задушил[150] митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород" и еще:

"В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также "Повесть о начале и основании Печерского монастыря" (конец XVI века), которая гласит "От тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище". В царском "синодике опальным" Корнилий был помечен первым в списке лиц, казненных во Пскове."
- по той же ссылке...

Можно ли считать, что такие разные дела делал один и тот же народ? Однозначно нет.

Более того, автор считает, что как таковых НАРОДОВ (наций) еще нет...пока что.

Далее нужно сравнить отношение основной массы населения обоих территорий к крепостничеству. Ранее, до Люблинской унии сравнивать было невозможно по одной причине: в южных землях ее просто не было!

Нигде ни в каких летописях не находится даже намека на крестьянское восстание на севере в ответ на крепостничество, хотя на этих землях оно довольно жестокое...

В южных землях, в ответ на внедрение и усиление крепостного права, простой люд создает козачество. Первые упоминания относятся к концу 15 века, а возникновение, как организованной силы связано с Дмитром Вишневецким и это середина 16 века.

Это были ответы (и "братства" и козачество) народа на гонения его веры, привнесенных из вне, изменений устоев жизни, усиления гнета.

Разве не повод посчитать все это началом возникновения новой нации, основанной на преданности вере своих предков, гордости за свое прошлое и отстаивании своих традиций и укладов?

А первое козацко-крестьянское восстание вспыхнуло в 1591 году и после продолжались с периодичностью 5-10 лет...

А теперь – снова на север. В 1584 году умирает Иван Грозный. А теперь интересное. По какой то причине... "В 1575 году по желанию Иоанна Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчан был на царство[189], как Царь "великий князь всея Руси", а сам Иоанн Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на Петровке.[190] Через 11 месяцев Симеон, сохранив титул великого князя отправился в Тверь, где ему был дан удел, а Иван Васильевич снова стал именоваться Великим Князем всея Руси." http://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный#.D0.A5.D0.B0.D0.BD_.D0.BD.D0.B0_.D0.BC.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BB.D0.B5

А после фактическим царем становится...

"По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века." http://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Годунов

Однако, это просто "к слову"...

А главный вывод – со смертью Ивана фактически оборвалась последняя нить, связывающая уже огромную страну с Рюриковичами... и с Киевом. Хотя...если считать кровную связь ее правителей – так ее уже давно и не было.

А впереди – смутное время и миг первого проявления населения севера, как нации.

Как, впрочем, и мощное проявления зреющей нации на юге...

Продолжение следует...

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua