Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Был ли Гоголь великим украинцем. Часть четвертая. "О, вы не знаете украинской ночи!"


5
Рейтинг
5


Голосів "за"
14

Голосів "проти"
9

Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их... Божественная ночь! Очаровательная ночь!

Был ли Гоголь великим украинцем. Часть четвертая. ''О, вы не знаете украинской ночи!''
"О, ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ УКРАИНСКОЙ НОЧИ!"

Все это познал Гоголь, и не могла душа его не плакать. Но горькая это правда особенно ярко бросилась ему в глаза в пору первых жизненных неудач, связанных уже с Петербургом – столицей николаевской России. Служба дала возможность Гоголю воочию увидеть неведомый ему до того мир лихоимцев, взяточников, подхалимов, бездушных мерзавцев, больших и малых "значительных лиц", на которых держалась полицейско-бюрократическая машина самодержавия. "...Изжить там век, где не представляется совершенно впереди ничего, где все лета, проведенные в ничтожных занятиях, будут тяжким упреком звучать душе – это убийственно! – с сарказмом писал Гоголь матери, – что за счастье дослужить в 50 лет до какого-нибудь статского советника... и не иметь силы принесть на копейку добра человечеству".

Принесть добро человечеству. Об этом мечтал молодой Гоголь в те хмурые дни, когда он напрасно искал счастье по канцеляриям, и принужден был всю зиму, оказываясь иногда в положении Акакия Акакиевича, дрожать в летней шинели на холодных ветрах Невского проспекта. Там, в холодном, зимнем городе он стал мечтать об иной, счастливой жизни, и там в его воображении возникают яркие картины жизни своего родного украинского народа.

Помните, с каких слов начинается его первая "малороссийская" повесть? С эпиграфа на украинском языке: "Мені нудно в хаті жить..." А далее сразу, с ходу – "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" И это знаменитое, неповторимое описание его родной украинской природы: "Вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи... Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

Так описывать красоту своей возлюбленной родины мог, по признанию того же Белинского, только "сын, ласкающийся к обожаемой матери". Гоголь не уставал любоваться сам и поражать, увлекать этой любовью к своей Украине и всех своих читателей.

"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее, – говорит он в своей очаровательной "Майской ночи". – С середины неба глядит месяц, необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее... Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их... Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат..."

Можно ли лучше и краше передать красоту этой украинской ночи, или "малороссийского" лета? На фоне этой дивной, красочной природы Гоголь раскрывает жизнь народа, народа вольного, свободного, народа во всей его простоте и самобытности. Гоголь не забывает всякий раз подчеркивать, акцентировать внимание читателя на этом. Народ в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" противопоставлен, а точнее, имеет отличия от народа российского, называемого Гоголем "москальским". "То-то и есть, что если где замешалась чертовщина, то ожидай столько проку, сколько от голодного москаля" ("Сорочинская ярмарка"). Или еще: "Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучий москаль. Так ли я говорил? Що то вже, як у кого чертма клепки в голови!" ("Вечер накануне Ивана Купала"). И в этой же повести – "уж не чета какому-нибудь нынешнему балагуру, который как начнет москаля везть" – и сам Гоголь объясняет, что выражение "москаля везть" у украинцев обозначает просто "лгать". Являлись ли эти выражения оскорбительными для "москалей", против них направленными? Нет, конечно, Гоголь хотел сказать, подчеркнуть другое – различие российского и украинского народов. В своих повестях он изображает жизнь народа, имеющего право быть нацией, имеющего право на самобытность, на свою историю и культуру. Все это он, конечно, вынужден был прикрыть смехом, весельем. Но, как сказано в Евангелии: "Сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!"

У Гоголя все покрыто добрым, незлобным юмором. И хотя этот юмор, этот смех почти всегда завершается глубокой тоской и грустью, грусть эту видят далеко не все. Видят в основном те, кому она направлена. Молодой, начинающий писатель уже тогда видел измельчение народа, видел, как уходит, исчезает из реального мира чувство свободы и могущество личности, которое неотделимо от общенациональных идеалов братства и товарищества. Народ в течение своей многовековой истории вырабатывает особенность уклада жизни в коллективе, и в повестях Гоголя, как справедливо показано во многих исследованиях, в духе народной морали резко осуждается отщепенство от "общей" жизни, а авторское "я" расширяется, становится многоликим, воплощается в различных рассказчиках.

Анатолий Герасимчук

Далі буде...

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua