Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Остановить кризис, запустить экономику. Стратегия – есть


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Катастрофические провалы в реформировании банковского сектора Нацбанком очевидны – их результатом стало сокращение банковской активности, сворачивание кредитования реального сектора экономики. Исправить ситуацию могут лишь смелые шаги к масштабным изменениям. Какие именно?

Остановить кризис, запустить экономику. Стратегия – есть
Катастрофические провалы в реформировании банковского сектора Нацбанком очевидны – их результатом стало сокращение банковской активности, сворачивание кредитования реального сектора экономики. Исправить ситуацию могут лишь смелые шаги к масштабным изменениям. Какие именно?

Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности в конце мая принял решение рекомендовать парламенту, правительству, Нацбанку Украины и другим органам власти учесть в своей работе проект Стратегии развития банковской системы на 2016-2020 гг. Подробное обсуждение и одобрение документ получил в мае на Всеукраинском форуме "Стратегия развития банковской системы Украины "Синергия развития банков и индустриализации экономики", в котором приняли участие более двух сотен известных экономистов, ученых и банкиров. Цель Стратегии – выход из системного банковского кризиса, формирование нового экономического курса, направленного на переход от деструктивной модели сырьевой экономики к высокотехнологичному промышленному развитию.

По мнению инициатора создания Стратегии, главы Комитета парламента по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергея Рыбалка, часть коалиционного соглашения, которая была подготовлена в конце 2014-го года, по реформе финансового сектора, оказалась крайне слабой. Этот раздел не отвечал и до сих пор не отвечает ни ситуации, ни стратегическим долгосрочным целям развития экономики. В результате соответствующий раздел программы нового правительства, основанный на коалиционном соглашении, нуждается в усилении дополнительными стратегическими документами. Таким важнейшим документом и является Стратегия развития банковской системы на 2016-2020 год. "Стратегия предполагает преодоление кризиса, создание предпосылок стабильности национальной валюты и банковской системы, повышение доверия к регулятору", – уверен Сергей Рыбалка.

"Считаю, что Стратегия заслуживает самой высокой оценки. И мы должны все сделать, чтобы донести смысл и преимущества этого документа обществу. И заставить те силы, которые будут противиться его реализации, принять эту Стратегию. Нужно добиться признания этой стратегии Кабинетом Министров, Нацбанком. Они очевидно будут его главными оппонентами. Потому что эта Стратегия меняет ту траекторию, по которой развивалась экономика и банковская система двадцать с лишним лет. Надо идти совсем по другой траектории. Надо провести не формальные, а реальные глубокие реформы и экономики, и банковской системы. Причем, сделать это очень быстро, решительно. Только так мы можем спасти ситуацию в Украине, обеспечить наше будущее", – отметил в рамках форума профессор кафедры банковского дела КНЭУ им. В. Гетьмана, доктор экономических наук Михаил Савлук.

Провалы НБУ

Авторы Стратегии уверены: нынешний банковский кризис отчасти является следствием непрофессионализма Национального банка Украины, который самоустранился от решения ключевых задач, связанных со стабильностью национальной валюты и стимулирования развития экономики с помощью кредитования. Ведь политика НБУ и правительства в 2014 и 2015 году была направлена на уменьшение денежной массы, установление повсеместных запретов, ограничений, а также ручное управление курсом. При этом, в стенах НБУ не раз заявляли о "свободном рыночном курсе", однако сам НБУ, объявляя валютные аукционы по покупке долларов, устанавливал завышенный курс, что подстегивало девальвацию.

Это не только убивало кредитование, но и наносило существенный урон реальному сектору украинской экономики. "Национальный банк должен противодействовать девальвационным шокам. Не способствовать, не искать абстрактный рыночный валютный курс. Нет его. Даже на западе нет рыночного валютного курса. В результате девальвации получаем не увеличение экспорта, а сокращение импорта. Через 6-9 месяцев опять получаем дефицит баланса, что мы сегодня и видим", – отметил финансовый эксперт, управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман. По его мнению, валютная монетарная политика должна быть активной контр циклической, а не рефлексивной – Украине нужно стремится к контролируемом плавающему курсу. "Необходимо активное присутствие Нацбанка на валютном рынке и обязательно синхронизация монетарной валютной политики Нацбанка, Минфина и Кабмина. Кроме монетарных методов, должны быть методы фискального, таможенного, административного влияния на экономику. Главной целью Нацбанка и Кабмина должен быть экономический рост, а не инфляционное таргетирование", – уверен Эрик Найман.

О переходе на инфляционное таргетирование в Нацбанке говорили еще летом 2014 года. Правда, отмечали, что скорым такой переход не будет из-за военных действий на Донбассе, займет не менее 12-18 месяцев. По истечению почти двух лет с момента начала "перехода к таргетированию инфляции" в политике НБУ мало что изменилось. Финансисты говорят о том, что основной инструмент инфляционного таргетирования – это манипулирование учетной ставкой. "В случае Украины это манипулирование ставкой по депозитным сертификатам, которые сегодня 19% годовых. И где у нас сегодня вся ликвидность, где все деньги? Вместо кредитования, в депозитных сертификатах Национального банка", – считает Эрик Найман.

В результате таких действий НБУ для банков исчезает смысл в кредитовании и экономической активности, а необеспеченной эмиссией на выплату огромных процентов регулятор просто разгоняет инфляцию. "Что получается в результате действий Нацбанка? Он оттягивает кредитный ресурс на себя. В результате банки выходят на режим просто банкротства. Потому что цена привлечения Нацбанком депозитов очень высокая, а потому возрастают и ставки по депозитам. Иллюзия Нацбанка, что с помощью высоких ставок привлечения они стабилизируют гривневый депозит, – это не более, чем иллюзия", – отмечает глава наблюдательного совета "KSG Банка" Виктор Скирта.

Важно также помнить о том, что пока экономика страны привязана к сырьевым рынкам, она исключительно зависима от движения мировых цен – на металл, химию, зерно. А это значит, что никакое таргетирование не сработает, учитывая привязку страны к сырьевым рынкам, более того, оно может быть даже губительным. "Инфляционное таргетирование не работает, и даже вредит экономике в условиях скачка цен на сырье, и в условиях спада цен на сырье. В итоге инфляционное таргетирование, если оно будет реализовываться, обречет Украину на хроническую бедность, с хроническими завышенными ставками", – считает Эрик Найман.

Стратегия – во всем

Кризис в банковском секторе, вследствие которого за два года 75 банков были выведены с рынка Нацбанком и Фондом гарантирования вкладов, привел в итоге к тому, что банки перестали поддерживать экономику. Отсутствие доступных кредитных программ для бизнеса в свою очередь привело к банкротству компаний, остановке инвестиционных проектов. Авторы Стратегии развития банковской системы на 2016-2020 гг. уверены: чтобы страна вышла из экономического коллапса, крайне необходимы четкие и слаженные действия, направленные на восстановление стабильности банковской системы, на возобновление кредитной активности банков. И в этом процессе невозможно недооценивать роль государства – роль банковского регулятора и государственных ведомств.

"Какие же мы видим проблемы в кредитовании малого и среднего бизнеса? Это отсутствие государственной поддержки. Как правило, банки и государство у нас существуют и работают в разных направлениях, в разных векторах. Нет у нас государственной политики, поддержки кредитования банками реального сектора экономики. Еще и высокие процентные ставки. Отсутствует взаимопонимание между банком и заемщиком. К сожалению, банки на сегодняшний день не являются партнерами реального сектора экономики", – объясняет Татьяна Майорова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедры инвестиционной деятельности КНЭУ им. Вадима Гетьмана.

Согласен с мнением эксперта и член набсовета "ПриватБанка", президент Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром" Виктор Лисицкий. "Реализация Стратегии будет радикально улучшена, если будет развернуто создание современной системы регулирования экономики. Исходя из необходимости получения положительных результатов в кратчайшие сроки, считаю, что в первую очередь надо говорить об организованной системе поддержки малого бизнеса, которая является основой фундамента современного общества. Такой системы у нас никогда не было", – отмечает Виктор Лисицкий.

Авторы Стратегии говорят о важности таких шагов по преодолению банковского кризиса, как изменение законодательства – усиление прав кредиторов, ужесточение мер по отношению к искусственным банкротствам недобросовестных заемщиков. "Что мы имеем сегодня? Мошеннические схемы. Что может сделать Нацбанк и банковское сообщество? Это создание Единого реестра заемщиков. В том числе и реестра тех людей, которые не вернули кредиты. То есть банковская сообщество должно сделать шаг для того, чтобы исключить в будущем тех, которые не рассчитались. Кроме того, необходимо на законодательном уровне сделать регуляторные процедуры, которые позволили бы банкам передавать активы в финансовую компанию для работы с негативно классифицированными активами. Это уменьшит давление на капитал и раскроет возможности банков по кредитованию", – считает Анатолий Дрозябкокандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ДННУ "Академия финансового управления".

Среди главных приоритетов авторы Стратегии называют изменение монетарной политики в сторону содействия экономическому росту, преобразование государственных банков в инструменты экономического развития, изменение структуры экономики и стимулирование экспорта технологических товаров и продвинутых услуг, привлечение иностранного капитала в рамках национальной экономической политики, повышение эффективности использования международной помощи. Они уверены: необходим эффект резонанса между развитием банковской системы и развитием высокотехнологичной промышленности. Это и запустит механизм развития экономики, поспособствует росту реального ВВП Украины.

"Украина нуждается в общей экономической стратегии. Надо совместить промышленную, торговую, финансовую, региональную политику в общий план реформ. Одна из главных задач этого проекта – необходимость направить все усилия власти на обеспечение экономического развития и изменений в структуре экономики в перспективе. Банковский сектор должен быть основой для развития отечественных предприятий. Без здоровой банковской системы, без доступного дешевого кредитования невозможно рассчитывать на нормальный рост", – отметил глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.

По его словам, теперь авторы ждут от Кабинета Министров и НБУ, изменения планов и программ с учетом ключевых предложений банковской Стратегии. В дальнейшем будет проведена серьезная работа над разработкой законопроектов, что позволит начать реализацию Стратегии.

Алексей Лупоносов










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua