Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
Газ   Кабальный контракт   ганебний договір   договор Тимошенко   договір про газ   российско-украинский газовый конфликт

Про газ, нас и...полный атас. Часть 2.


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Почти три года украинская власть пытается найти взаимопонимание в газовом вопросе с Москвой, но воз и ныне там. Так может быть не в высокой цене, а в том, что экономике нужны реальные реформы, а газ должен стоить столько, сколько он стоит?

Про газ, нас и...полный атас. Часть 2.
Значительный рост цен на углеводороды в мире создал предпосылки для пересмотра ценовой политики Газпрома в отношении Украины и других стран СНГ, о чем шла речь в первой части статьи, и, в конечном итоге, – к договору 2009 года.

Еще 23 июля 2008 года ряд изданий опубликовали следующеесообщение:

Россия озвучила Тимошенко цену на газ: будет $400

Глава российской компании "Газпром" Алексей Миллер нарисовал новую схему формирования стоимости.

Во вторник в Украине побывал глава "Газпрома" Алексей Миллер. Главная цель визита – согласовать с украинским правительством хотя бы в общих чертах цену на газ для Украины на будущий год. По данным СМИ, российский гость предложил схему привязки цены на газ к ценам на нефть. По такой схеме уже рассчитывается стоимость газа для европейцев. Так, по этой формуле стоимость газа для Украины в нынешнем году должна составлять 315 долларов за тысячу кубометров (ныне – 179 долларов). А в следующем году, учитывая рост стоимости нефти, вполне может перейти рубеж в 400 долларов.


Обратите внимание – это сообщение в прессе появилось не в январе 2009, и даже не в декабре 2008, а еще в июле, задолго до начала газового конфликта. Понятно, что в кабинетах чиновников об этом было известно еще раньше.

Поэтому все разговоры политиков о "кабальном" контракте, "самом дорогом в мире газе" и т.п. никакого отношения к реалиям не имеют и говорят то ли об их неосведомленности (что маловероятно), то ли о манипуляции общественным мнением, дабы скрыть собственную несостоятельноть.

Тем не менее, договориться все никак не могли потому, что Киев мечтал о цене в районе $200, а Москва называла цифры, едва ли не в 2 раза выше – и $420, и $450. Отсутствие конструктивного диалога привело к отключению Украины от газовой трубы 1 января 2009-го. В итоге вовлеченной в конфликт оказалась Европа, так как обеспечение стран ЕС газом было сорвано.

Нет смысла пересказывать перепетии конфликта, с подробностями в изложении Газпрома читатель может ознакомится в упопянтой в первой части статьи справке "О ситуации во взаимоотношениях России и Украины в газовой сфере", напомним лишь, что обсуждение российской и украинской сторонами приемлемого тарифа на газ завершилось 19 января 2009-го подписанием очередного газового контракта, однако практически сразу этот контракт стал притчей во языцах украинского политикума

Премьер-министр Украины Николай Азаров уверяет, что цена российского газа для Украины выше, чем для европейских стран, в частности для Германии, Польши, Словакии и Чехии.

Напротив, европейские эксперты оценили газовый контракт 2009 года как типовой и наиболее выгодный из всех, действующих НА ТОТ МОМЕНТ договоров.

А что же на самом деле?

На самом деле динамика цен на российский трубопроводный газ для Германии регулярно публикуется на портале "index mundi". Если сравнить цены 2008 – 2012 года для Украины и Германии, усредненные значения которых приведены в таблице, то можно констатировать, что ни о какой более высокой цене на газ для Украины не было и речи, тем более в том ракурсе, в котором говорят политики


Это подтверждает и приведенная на польском интернет-портале wyborcza.biz карта цен Газпрома для европейских стран в 2011 году

Можно говорить, что к указанной на карте цене на газ для Украины необходимо добавить $100, однако цена – это то, что в платёжке, а кто и за счет чего её добился – вопрос отдельный.

Германские компании тоже о чем то постоянно договориваются с Газпромом, как следствие – со второго полугодия 2012 года цена для Германии действительно стала ниже, чем для Украины, но тут уж точно подписанный "попередниками" контракт ни при чем.

Но что же такого, на самом деле, кабального содержит пресловутый контракт от 19 января 2009 года?

Надо отметить, что принципы действующих на сегодня долгосрочных газовых контрактов в Европе были заложены еще в начале 60-х годов прошлого столетия правительством Нидерландов после открытия крупнейшего на континенте месторождения Гронинген. Их суть заключается в том, что стоимость газа определяется исходя из цены замещающих видов топлива и регулярно пересматривается в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры, – говорит эксперт. – При этом покупатель берет на себя риски по объемам закупок (условие "бери или плати"), а продавец принимает на себя ценовые и ресурсные риски. Сейчас около 70% газа реализуется в Европе на принципах модернизированной Гронингенской концепции.

Эти принципы положены в основу маркетинговой политики "Газпрома":

"Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру – гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.

В 2009 г. был подписан ряд долгосрочных контрактов с компаниями: PremiumGas S.p.A. – сроком на 13 лет (с опционом на продление на 5 лет), ERG S.p.A. – сроком на 10 лет (с опционом на продление на 10 лет), Sinergie Italiane S.r.l. – сроком на 10 лет, EGL – сроком на 20 лет. Всего в рамках этих контрактов на период до 2028 г. (без опционов) Группа поставит 28,6 млрд куб. м газа.

Среди основных особенностей долгосрочных контрактов можно выделить следующие:

• формула цены, которая учитывает изменение цен на нефтепродукты за предшествующие 6-9 месяцев;

• условия, препятствующие одностороннему прекращению контрактов, за исключением случаев продолжительных форс-мажорных обстоятельств;

• условия "бери или плати", распространяющиеся на значительный договорной объем, которые предусматривают, что покупатель оплачивает невыбранные за год объемы и впоследствии может отобрать их с соответствующей доплатой после поставки минимальных годовых объемов, предусмотренных контрактами в соответствующем году"


Следует отметить, что в изложеных на сайте компании приципах отсутствует транзитная составляющая, о которой так любят посудачить наши политики – поклонники кабальной сути договора. На самом деле приципы ценообразования бывают разными, и совсем не обязательно по методу издержки плюс прибыль.

Если не считать этого, то критика договора сводиться, в основном, к двум положениям.

Первое – базовая цена в размере 450 дол. США за 1000 куб.м является неоправданно высокой. Однако, как можно убедиться из приведенной выше таблице цен для Германии в тот период она вполне соответствала уровню цен, который сложился на рынке. С другой стороны, кроме базовой цены на газ в формуле присутствуют еще две базовые, или, как они названы в контракте, среднеарифметические цены за опорный период на газойль и мазут, которые, сами по себе, тоже соответствовали периоду времени и были достаточно высоки.

Если над формулой произвести немудреные арифметические преобразования, то там, по сути, никаких базовых цен нет, а она сводится к виду:

P = 0.24G + 0.43M,

где G и M – стоимости газойля и мазута, определяемые в тех же параметрах, что и указаны в договоре.

По сути существующие разницы в ценах, определяемым по подобной формуле, определяются значением указанных коэффициентов, которые зависят от коньюнктуры на рынках газойля и мазута в конкретный период времени.

Некоторые аналитики считают, что цена в контракте завышена примерно на 60 долларов. Но это, опять таки, совсем не та разница, о которой говорят отдельные политики.

Второе – это утверждение о необоснованно больших объемов импорта, заключенных на длительное время с огромными штрафными санкциями.

На самом деле объёмы газа (52 млрд куб м) рассчитывались "Нефтегазом Украины" исходя из статистики многолетнего импорта. Так, в 2005 году было импортировано 55,9 млрд куб м, в 2006 – 59, в 2007 – 54,8, в 2008 – 56,2 млрд. куб м газа. Кроме того, контракт, при соблюдении оговоренных условий позволяет на 20% уменьшить (или увеличить) объем поставки, а снижение его еще на 20% позволяет избежать штрафных санкций.

Т.е. контракт позволяет варьировать объемами закупок газа в достаточно большой степени и попытки это вменить в вину кому-либо – голая политика. Тем более, что в известных директивах, которые легли в основу обвинения бывшего премьер-министра, об объёмах закупок нет ни слова.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что контракт нельзя назвать ни "кабальным", ни "победным". Скорее обычным, со своими плюсами и минусами.

Другое дело, что вопросы газовых отношений в Европе требуют пересмотра. В последнее время об этом всё чаще заявляют участники рынка. В частности, Еврокомиссия считает, что стоимость российского газа должна быть единой для всех стран ЕС.

Но это не меняет ситуацию в целом. Действительно, для Украины цена на газ, как выражается премьер-министр, аномальная. Но аномальная не в силу своей природы, а в силу энергетической отсталости всего хозяйственного комплекса страны. Ведь 20 лет вопросы энергосбережения оставались, в основном, разговорами, а относительно дешевый российский газ лишь стимулировал пассивность в этом вопросе.

В то же время поляки, стартовавшие примерно с таких же позиций, провели за это времяогромную работу, поэтому считают снижение цены с $550 до $460 успехом в довольно долгом споре с Газпромом. И, несмотря на навязанную Газпромом формулу цены, в соответствии с которой Польша получала действительно самый дорогой газ в ЕС, никто не обвинял правительство Ярослава Качинского в сдаче государственных интересов, понимая, насколько сложно защищать экономические интересы собственного государства.

А что же мы?

Политики вместо консолидации общества перед вызовами, которые несут высокие цены на энергоносители, и прежде всего на газ, продолжают обвинять друг друга, рассказывать басни про "газ по пятьдесят" и отвлекать избирателей словесной мишурой типа НАТО или языковой проблемы.

Власть, вместо того, что бы разрабатывать и внедрять эффективную политику энергосбережениия, вовлекать в эти процессы население, а, значит, обеспечивать соответствующие информационные, образовательные и мотивационные механизмы, благоприятный инвестиционный климат, третий год тратит усилия в попытках договорится с Москвой о дешевом газе. Это имело бы смысл до харьковских соглашений, но на сегодня цена российского газа для Украины мало чем отличается от цен для других европейских стран

Доморощенные олигархи, не слишком озабачиваясь вложениями в энергоэффективность, скупают новые активы, все более монополизируя рынки при молчаливом согласии, а то и прямом содействии власти (впрочем, они и есть власть). Учитывая, что значительнапя часть этих активов по своей природе являются энергозатратными (металлургия, химия), высокая стоимость газа делает всю страну заложниками этих отраслей.

Владельцы бизнесов поменьше, не имея достаточной мотивации для внедрения современных технологий, вкладывают средства, к примеру, в покупку дорогих автомобилей, количество которых на единицу населения превышает показатель, пожалуй, любой европейской страны и, попросту, является неприличным для государства, находящегося во второй сотне списка стран по ВВП на душу населения.

Рядовые граждане, в большинстве своем получающие незначительные доходы, не позволяющие улучшить энергоэффективность собственного жилища, и, в силу этого, являющиеся заложниками ситуации, до исступления могут доказывать друг-другу, кто источник большего зла – "папередники" или "покращуватели", но пальцем не пошевельнут для отстаивания своих интересов и даже законных прав.

В результате имеем замкнутый круг, который образовался вследствие паразитирования бизнеса при согласии государства на дешевых энергоносителях и дешевой рабочей силе.

Очевидно, что высокая цена на газ требует повышения тарифов на коммунальные услуги, однако низкая зароботная плата не позволяет это сделать. В итоге генерируются долги, прежде всего на предприятиях ТКЭ, которых по состоянию на 1 сентября 2012 года накопилось 10 млрд грн за газ, и 4 млрд грн за электроенергію, которые затем списываются государством, у которого не хватает денег на зарплату бюджетникам, и поэтому оно должно влезать в новые долги и т.д. и т.п.

Высокая цена на газ – это первый реальный звонок. Звонок о том, что созданная постсоветская модель развития себя исчерпала. Звонок о том, что экономика, построенная на монополизации ресурсов и присвоении незначительной частью общества значительной части ВВП не имеет будущего. Звонок о том, что обществу нужны реформы, скорее всего радикальные и болезненные, однако реального видения которых пока, похоже, нет ни у власти, ни у оппозиции.

В итоге создается ситуация, за которой и может наступить тот самый полный атас.

Впрочем, в Большом словаре русских поговорок это словосочетание имеет два значения:

1. Неодобр. О чём-л. обладающем отрицательными качествами, вызывающем недоумение.

2. Одобр. О чём-л. отличном, превосходном.

К чему придем?










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua