Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги
История Хриятианской церкви   православной   католической

История христианской церкви или"Finis sanctificat media" (Часть четвёртая)

Киянин | 1.09.2014 08:50

0
Рейтинг
0


Голосів "за"
0

Голосів "проти"
0

Три века после Тридентского собора католическая догматика находилась неподвижной, но Пий IX, веря в то, что именно он должен остановить либерализм, материализм и атеизм, вносит новую струю в развитие доктрины. Ещё в 1849 г. он обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии.

26. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор.Папа Пий IX (1846-1878) начал свой понтификат в период итальянского национального возрождения и борьбы за независимость. Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, "почистил" иерархию. В 1848 г. одно из итальянских гос-в – Пьемонт -поднялось на борьбу за восстановление единства Италии, часть которой тогда принадлежала Австрии. Папа сначала благословил войну, но потом по совету кардиналов передумал и объявил о своём неитралитете, и приказал папским войскам отступить в результате чего итальянцы были деморализованы и потерпели поражение под Кустоцци. В Риме поднялось восстание народа возмущённого таким заявлением. Был убит председатель папского совета министров. Папа бежал в Неаполь, где пробыл 17 месяцев. За это время революция была подавлена силой австрийских штыков и папа вернулся в Рим и стал укреплять свои позиции. В 1850 г. в Англии и Уэльсе была восстановлена католическая иерархия во главе с Вестминстерским архиепископом Мэннингом. В Голландии, где католики с 1848 г. получили право вероисповедания, папа реорганизовал иерархию во главе которой поставил архиепископа Утрехтского. Таким же образом РКЦ развивалась и в США, куда в 1875 г. папа впервые назначил американского кардинала. Заключаются конкордаты со многими странами Старого и Нового света.

Три века после Тридентского собора католическая догматика находилась неподвижной, но Пий IX, веря в то, что именно он должен остановить либерализм, материализм и атеизм, вносит новую струю в развитие доктрины. Ещё в 1849 г. он обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии. Этот догмат был им провозглашён 8 дек. 1854 г. в присутствии ок. 200 епископов. В 1858 г. как бы в подтверждение правильности решения происходит Лурдское явление Богородицы 14-летней пастушке Бернадетте Субиру. Провозглашая догмат самостоятельно папа продемонстирировал свою власть независимую от собора. Этим он готовил почву для принятия другого догмата – о папской безошибочности.

В 1859-60 гг. национальные освободительные силы изгоняют австрийцев с терр. Сев. Италии и начинают поход на Рим и занимают его, где проавстрийски-настроенного папу защищало его войско. Папе было предложено отказаться от светской власти в папской области, но он не согласился сказав, что готов скорее умереть чем отказаться от наследия своих предшественников. В 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство во главе с Виктором Эммануилом и Пий IX не мог ничего предпринять, кроме предания его анафеме. В 1864 г. Виктор Эммануил и Наполеон III заключили соглашение по которому французские войска помогавшие Пьемонту в войне с Австрией, в течение 2-х лет покинут Италию. Папа бывший под защитой французов был встревожен, но ничего не мог поделать. В ярости он публикует энциклику "Quanta cura" направленную против буржуазного мира. Он осуждает пантеизм, материализм, атеизм, секуляризацию, рационализм, галликанство, либерализм, коммунизм и натурализм и пр... 80 изречений папы по этим вопросам вошли в сборник "Syllabus" ставший разделом энциклики.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который будет должен рассмотреть вопрос о папской непогрешимости. В католических кругах к вопросу, в основном, относились критически. Прежние соборы ничего конкретного не постановили. Историк Дёллингер в 1869 г. выпустил труд "Папа и собор" где резко выступает против непогрешимости папы приводя богословские и исторические аргументы.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Прибыло 774 епископа из 1050 приглашённых. Польских епископов не было т. к. их не пустил русский царь. Кардиналы целовали папе правую руку, епископы-правое колено, а аббаты-туфлю, которую потом поставили на алтарь. Был выработан регламент по которому соборные решения обретают силу лишь после утверждения папы. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проэкт конституции о папской непогрешимости или безошибочности "Pastor aeternus". Против принятия конституции как обычно выступали немцы и французы. Во главе оппозиции стояли венский арх. Раушер, арх. Праги Шварценберг и еп. Диаковарский Иосиф Штроссмайер. Они приводили теологические, церковно-исторические и практические соображения и опасения. Папа прекратил дискуссию и началось голосование. "За"-451, "против"-88, положительно, но с оговорками-62. Голосовали ещё раз, открыто и окончательным итогом стало 533 -"за" против двух. (Перед этим голосованием 52 епископа покинуло собор). Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. В 1889 г. часть немецких католиков во главе с Дёллингером присоединилась к Утрехтской церкви возникшей в XVII в. В результате борьбы янсенистов с папством. Вместе они образовали Старокатолическую церковь.

Собор не мог завершиться как положено т. к. в октябре 1870 г. воспользовавшись тем, что союзники папы-войска Наполеона III были разбиты Пруссией, итальянские войска захватили папское гос-во и Рим. Епископы разбежались не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя "ватиканским узником" и укрылся за стенами Ватикана обидившись на весь мир. Он умер в 1878 г. и завещал похоронить себя в храме св. Лаврентия вне стен, но это временно не удалось. При перезахоронении гроб Пия IX был забросан камнями и его хотели сбросить с моста в Тибр.

27. Католичество в первой половине XX века.

Папа Пий IX окончил свой понтификат изолировав себя и РКЦ от современности, но уже его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Начался отход то прошлого и диалог с гражданским обществом. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. "Aeterni Patris" объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

В энциклике "Providentissimus Deus" в 1893 г. папа призвал католических учёных к усиленному изучению Библии и её апологии перед атеистами, а в 1902 г. появилась Библейская комиссия, ставшая позже подобием конгрегации "Индекса".

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

Ещё в начале понтификата Лев XIII принял под свой омофор армянских католиков и в дальнейшем стремился к тому, чтобы вернуть в лоно Католической Церкви греко-католиков и христиан восточного обряда. В энциклике 1896 г. "Satis cognitum" папа рассматривал вопрос о соединении с Православной Церковью.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя "Пий": это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV "вклинился" между первыми двумя.

Пий X (1903-1914) – был человеком очень набожным и лейтмотивом его понтификата была идея "всё обновить во Христе". К заслугам этого папы можно отнести установления нового порядка избрания папы, действующего и поныне, кодификацию канонического права, создание светской католической организации "Католическое действие", а также реформу Римской курии. В 1907 г. он поручил ордену бенедиктинцев пересмотреть Вульгату, а в 1909 г. создал академию по изучению Св. Писания.

В области внешней, папа поставил РКЦ в нелёгкое положение не обладая должным политическим опытом. Дипломатические связи Ватикана со многими странами были прерваны. Накануне I Мировой войны РКЦ снова попала в изоляцию из-за несговорчивости папы и его принципиальности в религиозных вопросах. Многие его не долюбливали называли"гонителем еретиков и реформаторов". Тем не менее Пий XII канонизировал его в 1954 г.

Бенедикт XV (1914-1922). На его понтификат выпали мировая война, революция в России и религиозный кризис. Революция в России 1917 года, повлёкшая за собой глобальные перемены в мире, не принесла РКЦ больших неприятностей, т. к. политика предидущего папы-Льва XIII- подготовила католиков к терпимости любой формы государственного устройства, будь то буржуазия или демократия.

1 авг. 1917 г. папа направил мирную ноту гос-вам – участницам войны, в которой заявил о том, что не поддерживает в войне ни одну католическую державу и призвал всех к мирному диалогу. В войне он видел кару Божию за отход мира от христианства. После войны, для улучшения отношений с Францией-одной из участниц конфликта, папа в 1920 г. канонизировал Жанну Д'Арк, национальную героиню сожжённую по обвинению в ереси и колдовстве в 1431 г. Умелая папская дипломатия добилась того, что РКЦ опять приобрела международный авторитет. В н. 20-х годов число послов аккредитованых в Ватикане достигло 25 человек, в т. ч. посол синтоистской Японии.

Благодаря своему предшественнику, Бенедикту XV не пришлось много работать над внутренними вопросами. Главным его деянием в этой области можно назвать утверждение нового кодекса Канонического права в 1917 г. Папа учредил, также, Священную конгрегацию по восточным церквям и упразднил Конгрегацию Индекса, передав цензуру в ведение Священной канцелярии. Бенедикт XV энцикликой "Humani generis" регламентировал церковную проповедь и запретил полит. агитацию с амвона.

Пий XI (1922-1939) Сразу после избрания папа издал энциклику "Ubi arcano Dei" в которой изложил программу своего правления. Главная идея-"Мир Христа в Царстве Христа". Папа и Церковь должны стать той моральной силой, которая приведёт мир ко Христу. Бенито Муссолини после публикования энциклики решил поддержать мирные инициативы Пия XI. В н. 1923 г. он ввёл обязательное преподавание Закона Божия в школах, распустил масонские ложи и обещал папе помогать и дальше, вплоть до того, что католичество станет гос. религией в Италии. Этим он завоевал доверие папы и соответственно получал от него политическую поддержку.

Осуществляя Царство Христа на земле папа разработал ряд христологических документов. Это и толкование праздника Христа-Царя, и энциклика о празднике Сердца Иисуса 1928 г. Год 1933 был объявлен юбилейным всвязи с 1900-летием распятия Спасителя. Каждые 2 года в Риме проводились Евхаристические конгрессы демонстрировавшие вселенское единство и папский централизм.

14 февр. 1929 г. Италия признала суверенитет города-гос-ва Ватикан. Было восстановлено церковное гос-во площадью 1, 5 кв. км. Сюда входят собор св. Петра, папские дворцы, музеи и парки. В папскую гвардию числом 100-110 человек принимаются мужчины – католики, законорожденные, граждане Швейцарии, холостые, здоровые, ростом минимум 174 см., от 24-30 лет. Ватикан имеет свою конституцию и гос. флаг с изображением папской тиары и ключей ап. Петра. Папа как глава гос-ва может присваивать титулы и давать награды.

Пий XI превзошёл всех предшественников в деле канонизации святых. При нём беатифицировано 500 и канонизировано 33 святых. Огромное внимание папа уделял развитию науки и поддержке средств массовой информации. В 1935 г. открыта папская астрономическая обсерватория, в 1936 г. он создал Папскую Академию наук, Ватиканская библиотека тоже была значительно пополнена.

В 1936 г. папа провёл неделю католической печати и в энциклике того же года подчеркнул роль кинематографа в деле пропаганды веры и воспитания молодёжи. Епископам рекомендовалось постоянно создавать фонды полезных фильмов в своих епархиях.

Когда 30 янв. 1933 г. Гитлер пришёл к власти в Германии, он предложил папе заключить конкордат и тот согласился, дабы обезопасить Католическую Церковь Германии и обеспечить права католиков. Между 1934-37 гг. Папа старался заставить Гитлера соблюдать многократно нарушавшийся договор, но безуспешно. Стали ликвидироваться католические школы, организации, печать. Пий XI выражал протесты, но Гитлер не обращал на них внимания. РКЦ в Германии была выброшена фашистами на задворки. Энцикликой 1937 г. "Divini redemptoris" папа осудил как фашизм, так и коммунизм. Относительно коммунизма папа писал, что "...семена коммунизма плохие, с ним нельзя сотрудничать ни в каких сферах, если мы хотим спасти христианскую культуру... ".

11 февр. 1939 г. папа хотел произнести антинацистскую речь, но 10 февраля он внезапно скончался. Думают, что он умер от укола сделанного его личным врачём Петаччи по поручению Муссолини (дочь Петаччи была любовницей дуче).

Пий XII (1939-1958). Этот папа понял угрозу фашистов и вёл себя с ними довольно противоречиво. В 1941 г. он заключил клнкордат с фашистским режимом Франко в Испании. Когда Франция и Англия обратились к нему с требованием осудить германскую агрессию, он уклонился объявив, что политика не дело церкви. Он был неитрален к итальянским фашистам и не делал никаких политических заявлений. Лишь после поражения немцев под Сталинградом в 1943 г. папа осудил нацизм открыто и сделал ставку на антифашистское движение Италии. Он смог облегчённо взохнуть лишь в 1944 г., после освобождения Италии союзниками.

Послевоенная политика Ватикана была направлена на интеграцию с кап. странами и антикоммунистическими движениями. Пий XII считал, что только "Католическое действие" есть серьёзный противник коммунизму. В к. 40-х годов, когда внешние проблемы стали затихать, папа занялся внутренними делами. Это был резкий поворот к консерватизму. Энциклика "Humani generis" осудила новую философию. Подверглись критике Жак Маритен-уклонившийся от строгого томизма, труды иезуитов Тейяра де Шардена и Анри де Любака, труды доминиканца Ива Конгара и др. В к. 1950 г. Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы. В конце его понтификата многие стали понимать, что его линия опять заведёт РКЦ в изоляцию. Но следующий папа не допустил этого.

28. Папы Иоанн XXIII, Павел VI и II Ватиканский собор

Папа Иоанн ХХIII (1958-1963). Анджело Ронкалли был выходцем из простой крестьянской семьи, человеком добродушным и весёлым и стал папой в 77 лет. 20 лет он пробыл нунцием в Болгарии, затем в Турции, Греции, Франции и непосредственно перед папством он был патриархом Венеции. Его принципом были слова "не заставлять служить, а служить". Он пользовался всеобщим уважением и поэтому был избран папой большинством голосов. Митр. Ленинградский Никодим (Ротов) посвятил этому папе свою магистерскую работу, т. к. был близко с ним знаком и имел общие интересы в сфере экуменизма. Самым значительным событием его понтификата стал II Ватиканский собор. В своей речи на консистории 25 января 1959 года папа Иоанн XXIII объявил о созыве вселенского собора, чем немало всех удивил, ведь в нём многие видели "переходного папу", неспособного на сильные решения. 17 мая 1960 года он назначил первую подготовительную комиссию и призвал полноту верующих-епископов, монахов, университеты и др. внести свои предложения по повестке дня предстоящего собора.

5 июня 1960 года папа по своей инициативе создал центральную подготовительную комиссия, которой подчинил десять профилированных комиссий и два секретариата в задачу которых входила разработка проекта решений собора с учётом мнений. Комиссии под строгим контролем курии составили 73 проекта одобренных центральной комиссией.

25 декабря 1961 года Иоанн XXIII своей апостольской конституцией " Humanae salutis " созвал собор, одновременно объявив I Ватиканский собор закрытым. Открытие собора папа своим решением от 2 февраля 1962 года (" Concilium ") назначил на 11 октября 1962 года.

На торжественное открытие собора в храм Св. Петра прибыло 2540 епископов. Все заседания собора проводились тоже в этом храме и католическая церковь ещё не видела более многолюдного собрания. Впервые 18 других конфессий приняли приглашение папы.

В своей вступительной речи при открытии собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что "задачей собора является обновление церкви (аджорнаменто) и её разумная реорганизация в духе современности, выход из изоляции и открытость миру".

Первая сессия собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 года. Заседания возглавляли 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, попеременно на латинском и греческом языках. Уже в самом начале наметились разногласия между партиями модернистов и консерваторов и в некоторых вопросах первые во главе с кардиналами Сюэненсом, Беа и Лиенаром одержали победу.

На первую сессию собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем):

- о литургии,

• - об источниках Божественного Откровения,

• - о средствах информации,

• - о единстве с восточными православными церквями,

• - проект структуры церкви " De Ecclesia "
– ставший одной из главных тем сессии.

В результате острой дискуссии между партиями не удалось придти к общему знаменателю ни по одному вопросу. Более того-число предварительных проектов сократили с 73 до 17.

Однако папа Иоанн XXIII не дожил до продолжения собора. Он скончался 3 июня 1963 года от рака. Его преемником был выбран Джованни Батиста Монтини с именем Павел VI (1963-1978).

27 июня 1963 года новый папа объявил, что следующая, вторая сессия собора будет открыта им 29 сентября. При её открытии он чётко определил задачи собора: углубление самопознания и самораскрытия церкви, обновление её внутренней жизни, продвижение вперёд дела единства христиан и осмысление внешней миссии церкви.

Сессия проходила с 29 сентября по 4 декабря. Ощутимым результатом сессии стало почти единогласное принятие на последнем заседании документов о святой литургии ("Sacrosanctum concilium") и средствах массовой информации ("Inter mirifica").

В январе 1964 г. Павел VI посетил Святую Землю где встретился с Константинопольским патр. Афинагором на которой были сняты взаимные анафематизмы имевшие место между папой Львом IX и патр. Михаилом Керулларием в 1054 г. На первый взгляд казалось, что мир между Востоком и Западом восстановлен, однако не следует забывать, что на тот момент 92 % православных верующих проживало в соц. странах. Из оставшихся 8 % – 7% составляли греки и т. о. Афинагор представлял лишь 1% православных и ценность его миротворческих поступков невелика и актуальна только для Константинополя. Далее, не следует бросаться в объятия католиков по той причине, что к православным не признающим папскую безошибочность и примат относятся соответствующие анафемы I Ватиканского собора, но о них практически никто не помнит.

Третья сессия собора проходила с 14 сентября по 28 ноября 1964 г. и её можно расценивать как поворотный пункт собора. Папа вмешался в затянувшееся обсуждение догматической конституции"О Церкви" ("Lumen Gentium") и она под нажимом папы была принята 21 ноября. Она предусматривала коллегиальное участие епископов в управлении церковью посредством активизации синода. В этот же день папа обнародовал декрет о восточных церквях и экуменизме.

Четвёртая сессия собора оказалась самой продуктивной. 28 ноября собор принял три декрета:

-декрет о пастырской должности епископов в церкви (Christus Dominus),

• - декрет об обновлении монашеской жизни с применением её к современным условиям (Perfectae caritate),

• -декрет о подготовке к священству (Optatam totius Ecclesiae renovationem) и две декларации: о христианском воспитании и отношении РКЦ к нехристианским религиям.
18 ноября дошла очередь и ло многократно оспариваемой конституции о божественном Откровении "Dei Verbum". Тогда же приняли и декрет об апостольстве мирян "Apostolicam actuositatem".

7 декабря 1965 года состоялось последнее заседание II Ватиканского собора на котором были приняты ещё 3 декрета: о религиозной свободе, о миссионерской деятельности, о служении и жизни священников и духовно – пастырская конституция об отношениях церкви с современным миром "Радость и надежда" ("Gaudium et spes"). 8 декабря 1965 года в соборе св. Петра состоялось торжественное закрытие собора.

3 января следующего года папа Павел VI сформировал 6 постоянных, 5 специальных и одну координационную комиссию для истолкования и осуществления решений собора. Тем самым собор реформ закончился и уже через несколько лет католический мир стал изменяться всё больше, идя на поводу у "мира сего". Видимо собор достиг своей цели и РКЦ слишком уж открыла свои объятия для " всех и вся". Взять хотя бы харизматическое движение появившееся у католиков благодаря влиянию пятидесятников. Или конкурсы моды для католических клириков, монахов и монахинь недавно упоминавшиеся в теле-новостях. В середине августа 1998 года радио "Свобода" передало сообщение из Рима, что несколько католических монахинь из одного харизматического монастыря вышли на улицы и стали исполнять танец в стиле "рэп" при этом проповедуя Христа... Степень секуляризации слишком значительна.

Папу Павла VI обычно называют "папой взвешенного прогресса" т. к. он успешно избегал как крайностей модернизма, так и консерватизма. Он реформировал процедуру выборов кардиналов и папы в окт. 1965 г. Возрастной ценз епископов-75 лет, кардиналов-80 лет. Число кардиналов-максимум 120 человек. В конце понтификата он сам думал уйти в отставку, но окружение не отпускало и он умер папой в августе 1978 г. В своих энцикликах (всего 9) папа касался самых разных вопросов. Он отстаивал преимущество целибата, запрещал планирование семьи и прерывание беременности, осуждал американскую агрессию во Вьетнаме и присоединился к соглашению о запрещении ядерного оружия и пр. Его несомненно можно назвать одним из значительных пап нашего столетия.

29. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II

Когда затянувшийся конклав по выборам нового папы окончился и им был избран патриарх Венеции Альбино Лучани, то он воскликнул "Да простит вам Бог то, что вы со мной сделали". Он выбрал себе двойное имя Иоанн Павел I, что случилось в истории РКЦ впервые. После хмурого Павла VI, новый папа производил впечатление жизнерадостного человека и его называли "смеющийся папа" за его приветливость и простодушие. Его понтификат длился всего 33 дня и он не успел оставить истории к. л. следа. Утром 29 сент. 1978 г. личный секретарь нашёл его тело в опочивальне. Лежавшие рядом книга и горевший ночник говорили о внезапности смерти. Причина-инфаркт миокарда. Он не выдержал свалившегося на него бремени и ответственности.

Последний на настоящий день конклав в истории РКЦ состоялся в октябре 1978 г. 16 октября над Сикстинской капеллой поднялся белый дым-"сфумато", возвесив собравшимся на площади св. Петра, что новый папа избран. Когда вышедший на балкон кард. Феличи объявил его имя, -Кароль Войтыла, -Иоанн Павел II, народ удивился, ведь за последние 455 лет не было пап-неитальянцев. Избранник стал 265 по счёту каноническим папой и оказался поляком и занимал пост архиепископа-митрополита Кракова. За его плечами было высшее светское образование в Ягеллонском ун-те, духовное образование в краковской семинарии, затем в "Ангеликуме"-доминиканском ун-те в Риме. Он имеет степень доктора морального богословия, некогда за защиту диссертации по философской антропологии Макса Шелера стал приват-доцентом Люблинского ун-та. За ним числится много работ по этим дисциплинам, а также по сексуальной этике. Иоанн Павел II известен как литератор, знаток языков и поэзии. Ещё будучи епископом он в 1960 г. написал пьесу "Лавка золотых дел мастера" -, о супружеской верности, и опубликовал под псевдонимом Анджей Явиен. Пьеса была переведена на многие языки и с успехом ставилась на сценах крупных театров. Во время II Ватиканского собора еп. Войтыла проявил себя как уверенный и умный оратор и богослов. В 1964 г. папа Павел VI возвёл его в архиепископы Кракова, а в 1967 – в кардиналы.

Избрав себе имя – Иоанн Павел II -Кароль Войтыла хотел показать, что его понтификат будет продолжением линии предидущих 3-х пап, т. е. умеренностью и в реформах и в консерватизме. Чтобы немного понять о чём думал и думает нынешний папа, ознакомимся кратко с его энцикликами:

1. Redemptor hominis, 1979 г. -программная энциклика из 4-х частей о II Ватиканском соборе и следовании его решениям.

• 2. Dives in misericordia, 1980 г. – о христианской любви и милосердии.

• 3. Laborem exercens, 1981 г. -подробное рассмотрение социального вопроса.

• 4. Salvifici dolores, 1984 г. -посвящена 1950-летнему юбилею распятия Христа. Раасматривается смысл страданий Спасителя и людей.

• 5. Slavorum apostoli, 1985 г. -посвящена 1100-летию со дня кончины св. Кирилла и Мефодия. Обсуждается универсальная роль Церкви.

• 6. Divinum et vivificantem, 1986 г. -Рассматривается догмат о Св. Троице, особенно ипостась Св. Духа. Полное изложение догматических взглядов папы.

• 7. Ut unum sint, 1995 г. – по вопросам экуменизма

• 8. Fide et ratio, 1998 г. -о роли разума в деле спасения и его соотношение с верой.
В 1979 г. Конгрегация чистоты веры, решения которой утверждает папа, осудила ряд американских богословов за их некатолическое трактование сексуальной этики. Осуждению подверглись, также, богословы критикующие папскую непогрешимость. Дисциплинарное взискание получил Ганс Кюнг и Жак Пойе. За христологические отклонения был наказан голландский доминиканец Эдвард Шиллебеекс.

В 1983 г. папа Иоанн Павел II объявил о введении в действие нового Кодекса канонического права. Кол-во канонов сократилось с 2414 до 1752-х.

В мае 1981 г. на папу было совершено покушение Мехмедом Али Агджой-исламским фундаменталистом из Турции. Он трижды стрелял и ранил папу, когда тот ехал и благословлял народ из открытой машины. Операция длилась пять с половиной часов. После выздоровления папа посетил в тюрьме Агджу и простил его призывая к покаянию. Это было уже второе и не последнее покушение.

9-10 июня 1988 г. в Риме проходили торжества по поводу 1000-летия крещения Руси. Папа отслужил по этому поводу литургию св. Иоанна Златоустого в соборе ап. Петра.

Иоанн Павел II известен как самый путешествующий папа, что стало возможным благодаря современному транспорту. Его выступления слышались с трибуны ООН, по радио и ТВ. Он встречался со лидерами многих государств и религий. На встрече с М. Горбачёвым в дек. 1989 г. он изъяснялся на хорошем русском языке. Результатом встречи стало разрешение властей СССР на существование Украинской Католической Церкви. Оставив горы документов в Ватикане папа самостоятельно осуществляет апостольскую евангелизацию планеты. Он предпринял более чем 85 поездок в разные уголки света. Одна из последних поездок состоялась в 22-25 января 1999 г. в США и Мексику. Поездка ограничилась богослужениями в Сент-Луисе и Мехико и краткими встречами с верующими и духовенством т. к. состояние здоровья папы не позволяет ему, как раньше, действовать более активно.

В книге "Мысли о земном" папа изложил свои взгляды на самые разные проблемы современности и главным образом на проблемы семьи, молодёжи, сексуальной этики. В конце книги в виде приложения приводится распорядок дня Иоанна Павла II:

5. 30-пробуждение.

• 6. 00-час молитвы и размышлениий.

• 7. 00-месса.

• 8. 00-завтрак (кофе, молоко, сыр, конфетюр)

• 8. 30-работа в кабинете с материалами из госсекретариата и курии, редактирование документов и текстов выступлений.

• 11. 00-аудиенция в папской библиотеке.

• 13. 45-обед с участием гостей. Итальянская кухня чередуется с польской. Обслуживают монахини из Польши.

• 15. 30-час на свежем воздухе. На прогулке папа продолжает изучать иностранные языки и молится.

• 16. 30-работа в кабинете.

• 18. 30-доклад госсекретаря и его заместителей.

• 20. 00-ужин и работа после него.

• 22. 45-молитва в личной часовне и отход ко сну.
Это приблизительный распорядок и он претерпевает всевозможные изменения. Во время летней жары папа переезжает в загородную резиденцию Кастель Гандольфо.

34. Римский папа

В древней Церкви слово "папа" не было оффициальным титулом Римского епископа. Оно употреблялось как ласковое обращение "батюшка" и могло относиться и к другим епископам. В к. II в. термин "папа" закрепляется за епископом Рима, а в н. IV в. употребляется как оффициальный титул. Избрание в древности было идентично с выборами любого другого епископа, т. е. при непосредственном участии народа и епископов ближних областей. Как правило кандидат имел сан диакона или пресвитера, переходов с других кафедр на Римскую практически не было. В XIV в. последний раз был случай когда папой стал не епископ (Урбан VI).

В 1059 г. Римский собор решающую роль в избрании папы отводит кардинальской коллегии дабы избежать вмешательства римской светских властей. Латеранский собор 1179 года постановил, что папа избирается 2/3 голосов кардиналов. C 1271 года это происходит на конклавах (cum clave – под ключём).

Раздел римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому, как св. Пётр, и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы приемники апостолов, составляют единое целое.

Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, -является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту верховную власть в Церкви он получает через законное ивбрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность, необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения, и выражен вполне однозначно.

Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из поместных Церквей. Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, римский первосвященник всегда дейст вует в сотрудничестве с другими епископами и всей Церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды Церкви).

Приговоры и декреты римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в выполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Если кафедра вдовствует, никаких преобразований в церковном управлении не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

Главой Коллегии епископов является Верховный первосвященник без согласия которого она не может выносить ни одного решения. Свою власть над Церковью Коллегия епископов наиболее совершенным образом осуществляет в форме "Вселенских" Соборов. Её власть осуществляется также посредством единодушных действий епископов, рассеянных по всему миру, когда к этим действиям призывает их Римский первосвященник, который выбирает те или иные формы коллегиального осуществления церковной власти возглавляемым им епископатом.

Лишь Римскому первосвященнику принадлежит право созывать "Вселенские" соборы, председательствовать на них лично или через своих представителей, а также прерывать их деяния, переносить деяния, переносить сроки их созыва и распускать соборы. Ему принадлежит npaво утверждать соборные постановления. Все епископы, являющиеся членами коллегии, и только они одни имеют право и обязанность участвовать во Вселенских соборах с решающим голосом. Участие других лиц в Соборах допускается по решению высшей церковной власти. ecли это необходимо для пользы Церкви.

Если Апостольский престол овдовеет во время деяний Собора, деяния прерываются, и лишь новому первосвященнику принадлежит право распорядиться о возобновлении и продолжении их или распустить Собор. Период от смерти папы до интронизации нового папы – sede vacante – протекает вплоть до наших дней по правилам, установленнвым Пием X (1903-1914). Как только папа умирает, его лицо немедленно покрывают белым саваном. Камерленго маленьким золотым молоточком три раза стучит по лбу умершего и обращается к нему по имени. Затем объявляет: "Папа действительно мертв!" После этого труп усопшего бальзамируют, переодева ют и помещают на катафалк в базилике Святого Петра. Из папских регалий берут рыбацкий перстень (папский перстень с печаткой) и разламывают его. В период sede vacante (вакансии папского трона) церковью управляет комиссия кардиналов, состоящая из трех членов, во главе с камерленго. Функция кар динала-государственного секретаря со смертью папы автомати чески прекращается.

По умершему папе служат девять траурных месс, и во время девятой мессы тело его предают вечному покою. Обычно в течение 15 дней, но не позднее чем на 19-й день после смерти папы начинается конклав. Организация его также входит в обязанности камерленго. Конклав проводится в Сикстинской капелле. Не только капеллу, но и примыкающее к ней крыло Ватиканского дворца оборудуют для этой цели. Кардиналы во время конклава проживают в своих кельях, здесь же они едят; в их распоряжении находятся слуга и секретарь. Маршал конклава, который всегда назначается из княжеской семьи Чиги, следит за порядком. Внутренний надзор осуществляют сменяющие друг друга три самых пожилых кардинала.

Накануне конклава кардинальский корпус собирается на мессу, которую служит кардинал-декан, обращающийся с просьбой к Святому Духу снизойти на членов конклава. Придворный прелат на латинском языке читает проповедь и напоминает избирающим папу кардиналам об их обязанностях. На другой день они торжественно направляются в Сикстинскую капеллу; при этом они поют "Veni Sancte". В капелле кардиналам вновь зачитывают закон о выборах папы, после чего каждый из них дает клятву его соблюдать. Затем тремя ударами колокола подают сигнал закрыть двери помещений конклава; в это время церемониймейстер провозглашает "Extra omnest". Кто вошел в помещение, где проводится конклав, может покинуть его лишь в случае очень тяжелой болезни, но вернуться уже не имеет права. После закрытия дверей дежурный кардинал обходит помещения и проверяет, не скрывается ли там кто-либо из посторонних. Выборы впредь могут проводиться тремя способами: провозглашением, путем соглашения или голосованием – scrutinium. В Сикстинской капелле у каждого кардинала имеется отдельное место за столиками с балдахинами, расположенными вдоль стен. На каждом столике стоит письменный прибор. Церемониймейстер раздает заранее отпечатанные бюллетени для голосования. На них по-латыни имеется надпись: "Elego in Summum Pontificem Rev. num", под которой пишут имя того, кого желают избрать. Бюллетень (scrutinium) свертывают, помечают и, произнося краткую молитву, опускают затем в урну, стоящую посредине зала. К больным кардиналам бюллетени приносят в их келью и в свернутом виде относят в зал и бросают в урну. Если нет большинства в две трети плюс один голос (сам за себя никто голосовать не может!), сразу же проводят еще один тур голосования. Ежедневно можно проводить по два голосования – утром и вечером. В случае отрицательных результатов голосования использованные бюллетени смешивают с влажной паклей и сжигают в печке с выходящим наружу дымоходом. появившийся черный дым извещает, что предстоит новый тур голосования. Если выборы прошли успешно, то бюллетени не мешивают ни с чем и поэтому во время их сожжения образуется белый дым (сфумато). Кардиналы – за исключением избранного – опускают над своими столиками балдахины. Кардинал-диакон спрашивает избранного, принимает ли он избрание и какое имя он себе берет. Если на вопрос он отвечает утвердительно, то ему приносят папское облачение, надевают на него паллиум и кардиналы подходят к нему поцеловать руку.

Обычная повседневная одежда папы представляет собой сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани сутану с пелериной с подвернутыми рукавами, белые чулки, белый колларе, белый шёлковый пилеолус, белый шелковый пояс с золотыми кистями украшенный вышитым или нарисованным папским гербом. Сутану изготовляет придворный портной, пояс и сандалии (туфли) папа получает в подарок от аристократических семей или монашеских орденов. Сандалии изготовляют из пурпурного шелка или красного бархата с золотой вышивкой, на передней части- крест. Поверх сутаны папа носит моззетту (пелерину) красного цвета, зимой из красного бархата, отороченного соболем, а летом- легкую шелковую, без оторочки. В торжественных случаях мозетту и широкую красную столу он надевает на стихарь. Вне помещения, например во время прогулок в Ватиканском саду, папа носит длинное белого цвета пальто или алый плащ из шарлахового сукна, красную шляпу, украшенную кисточками золотого цвета. Литургическое одеяние папы еще более разнообразно и многоцветно. Новоизбранный папа получаст также регалии своей власти, каждая из них обладает особым значением. Наиболее важной регалией папства является паллий, который папа носит всегда, как символ его власти. При избрании паллий накидывают папе на плечи и начиная с этого момента, он фактически становится папой. Перстень новому папе дарит город Рим. Начиная с XIII века и вплоть до Григория XVI папы использовали камень перстня также как печать. Прямой пастырский посох – символ епископства, рыбацкий перстень – символ единения с церковью, а тиара, которую папа пол|учает позднее, при интронизации, показатель его княжеского достоинства.

Самый старший по возрасту кардинал-диакон с внешней лоджии собора Святого Петра объявляет ожидающей на площади толпе: "Annuntio vobis gaudium magnum! Habеmus Papam!" (Сообщаю вам великую радость! У нас есть папа!"). Он сообщает имя избранного кардинала и имя, какое взял новый папа. Затем на лоджии появляется новый папа и прежде всего благословляет "Urbi et orbi" ("Город и мир"). В первое воскресенье после избрания в соборе Святого Петра происходит интронизация папы. Перед коронационной мессой во время прохождения процессии совершается целый ряд церемоний. Вершиной обряда является момент возложения кардиналом-диаконом тиары на голову папы. Раньше начало понтификата исчислялось со времени интронизации.

В Риме существует пять папских базилик, посещение которых считается у католиков особо эффективным средством отпущения грехов. Это соборы ап. Петра, ап. Павла вне стен, Святой Марии Большей, Латеранская базилика св. Иоанна, св. Лаврентия вне стен. В каждом из этих храмов есть папский алтарь служат на котором с разрешения папы. Главный храм-Латеранский. Рабочая резиденция папы-Ватикан.










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua