Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
История Христианской Церкви   православной и католической.

История христианской церкви или"Finis sanctificat media" (Часть третья)

Киянин | 31.08.2014 20:47

1
Рейтинг
1


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
0

Средневековая церковь была богатым и влиятельным учреждением, но вместе с тем важной чертой была идеализация бедности в философских и монашеских кругах. Пример этому св. Франциск Асизский. С 11-ю своими сподвижниками он предстал перед папой с просьбой разрешить им проповедь апостольской бедности и Иннокентий III на словах поддержал их.

16. Западная церковь в XII-XIII вв.

После Вормсского конкордата Рим ненадолго стал первой властью в Европе. В империи разбитой на мелкие княжества и шла борьба за корону и каждая сторона нуждалась в поддержке папы. Гогенштауфены (партия гибеллинов) -враждовали с Вельфами (партия Гвельфов) Папы стали на сторону последних, но ослабленные борьбой они попали под влияние норманнов и римской аристократии Рим опять стал ареной партийных боёв и снова началась путаница с антипапами. Иннокентию II (1130-1143) достался антипапа Анаклет II.

При Целестине II (1043-1044) появилось "Предсказание о папах" ирландского архиепископа О'Моргайра. Согласно труду после Целестина будет ещё 110 пап, а потом Страшный суд. Целестин в каталоге под N166, значит 276-й папа Пётр II – будет последним.

Папа Луций (1044-1045) погиб в борьбе партий, Евгений III (1045-1153) изгнанный из Рима республиканцами бежал во Францию, где организовал неудачный II Крестовый поход. Рыцари были разбиты ещё на подступах к Иерусалиму. Вернуться в Рим новому папе Адриану IV (1154-1159) – (единственный папа англичанин), помог Фридрих Гогенштауфен (Барбаросса) -германский император. Однако их интересы разошлись и союз был недолгим. После смерти папы опять возник раздор из-за претендента на папство и Фридрих желавший поставить своего человека вторгся в Италию. Города-государства дали ему достойный отпор и он был вынужден признать папой законно-избранного Александра III (1159-1181). Фридрих погиб в 1190 г. во время III Крестового похода. Этот поход был последним крупным военным предприятием против турок. В походах главным образом участвовали французские рыцари ордена тамплиеров (осн. в 1118 г.) и иоаннитов (1120), а затем и Тевтонский орден (1198).

Следующим выдающимся папой был Иннокентий III (1198-1216) – юрист по образованию. При нём папство достигло вершины влияния в Европе. Именно он стал именовать себя Vicarius Christi действительно осознавая себя наместником Бога на земле с неограниченной духовной и политической властью. Иннокентий III действительно резко выделялся из массы средневековых пап своей целеустремлённостью, принципиальностью в осуществлении теократических идеалов. Современники называли его "Lux mundi, stupor mundi"-светом и удивлением миру, грозой императоров и другом верующих. После него осталось 6000 писем к разным лицам, что говорит о большой плодовитости и работоспособности. В круг интересов Иннокентия входило абсолютно всё. Он вмешивался в дела всех дворов и вообще хозяйничал в Европе как полновластный хозяин вполне осуществляя "Dictatus papae".

В середине XII в. в Юж. Франции появились еретические движения катаров и вальденсов. Источником движения катаров была богомильская ересь манихейского типа. Еретики отрицали Св. Троицу, таинства, обрекали себя на крайний аскетизм отказом от брака и имущества. Их ещё называли альбигойцами по имени г. Альби, одного из центров ереси. Вальденсы возникли независимо от катаров по инициативе лионского торговца Пьера Вальдо. Законом для вальденсов была только Библия, всё же прочее они как и катары отрицали. III Латер. собор предал анафеме еретиков в 1179 г. и папа Иннокентий придя к власти объявил против них крестовый поход приведший к массовым жертвам. С 1197 года согласно указу короля Арагонского Педро II еретиков стали сжигать на кострах, т. к. ересь как и чума может быть остановлена только очистительным огнём.

Большую лепту внёс папа в организацию IV Крестового похода. Он лично обеспечил 1\10 часть расходов. Корабли крестоносцев направлялись на венецианских кораблях во Святую землю, но под воздействием венецианского дожа Энрико Дандоло они сделали крюк и обрушились на Константинополь. У Дандоло была одна цель-сокрушить конкурентов Венеции в Средиземноморье, а крестоносцы были рады любой наживе, тем более отнятой у греков-схизматиков. В 1204 г. столица пала и 60 лет в Византии хозяйничали иноземцы вывозя на Запад святыни и драгоценности. Папа узнав о бесчинствах рыцарей на Востоке решил отмежеваться сославшись на незнание истинного положения дел во что трудно поверить.

Самой непривлекательной страницей понтификата Иннокентия III стал детский крестовый поход в 1212 г. организованный фанатиками. Это было ничем иным как средством избавить Европу от перенаселённости. Обречённые дети уже в дороге гибли тысячами. Часть детей была погружена на корабли, якобы для перевозки в Святую землю, но организаторы похода отдали их в руки морских пиратов, которые продали детей в рабство. Часть детей папе удалось вернуть.

Иннокентий III обеспечил папству неограниченную власть в области церк. администрации. Это показал IV Латер. всел. собор 1215 г. На него прибыло 500 епископов, 800 аббатов и много светских делегатов. Были также Иерусалимский и КПий латинские патриархи. Папа-правовед сам руководил собором составившим 70 канонов о реформе церк. жизни, вопросах веры, права и дисциплины, о мессе и отпущении грехов, создании инквизиции. Появился запрет на появление новых монашеских орденов, а также на причащение мирян под 2-я видами. Был объявлен новый крестовый поход.

Средневековая церковь была богатым и влиятельным учреждением, но вместе с тем важной чертой была идеализация бедности в философских и монашеских кругах. Пример этому св. Франциск Асизский. С 11-ю своими сподвижниками он предстал перед папой с просьбой разрешить им проповедь апостольской бедности и Иннокентий III на словах поддержал их. Франциск не хотел связывать себя статусом ордена, но из-за многочисленности его последователей пришлось составить устав в 1223 г.

Борьба с катарами обусловила появление в 1216 г. ордена доминиканцев (чина отцев -проповедников). Они прославили себя как искусные полемисты с еретиками. Появление этих двух орденов стало настоящим ренессансом для монашества. В 1226 г. утверждён орден кармелитов, а в 1233 и орден сервитов.

Расцветом монашеских орденов объясняется и появление университетов. Самыми известными были Парижский и Болонский известный своим юридическим образованием. Наиболее известным преподавателем считается камальдульский монах Грациан-создатель церк. права на Западе.

Политику Иннокентия III продолжил его племянник папа Григорий IX (1227-1241). Между ним и внуком Фридриха Барбароссы-Фридрихом II (1212-1250) завязалась схватка за сферы влияния. Они друг друга отлучали и проклинали тратя на это все душевные и военные силы сгорая в борьбе. Новый папа Иннокентий IV (1243-1254) созвал в 1245 г. собор в Лионе где Фридрих был отлучён от церкви. Отлучение подорвало его силы и он вскоре умер. Позиции пап снова укрепились, но через 50 лет их ждали тяготы авиньонского пленения.

17. Лионский собор 1274 г.

В 1261 г. имп. Михаил Палеолог отбил у крестоносцев Константинополь и Латинская империя прекратила существование. Греки возвращались к своим очагам, но тут снова возникла угроза, на этот раз от Карла Анжуйского и турок. Для устранения опасности Михаил стал искать мира с папой Григорием Х (1271-1276) и возвёл в патриархи сторонника унии Иоанна Векка. Удобным случаем стал созванный в мае 1274 г. II Лионский собор. На него съехалось 500 епископов и 1000 прелатов. Прибыли и представители из Константинополя. Была заключена уния Восточной и Западной церквей. На 6-м заседании греки приняли Filioque в приемлемой для них форме (исхождение Св. Духа от Отца и Сына как от единого начала) надеясь на политическую и военную помощь Запада, а не по искренне религиозным мотивам. Латиняне требовали от греков также принятия своей терминологии в Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы должно быть заменено на слово transsubstantiatio, т. е. предполагается сущностное изменение материи, а не энергийное. Были навязаны также некоторые обряды (напр. конфирмация только с участием епископа). Преемники Григория IX, Иннокентий V, Иоанн XXI, Николай III ужесточили условия. Принимавшие католичество должны были публично раскаиваться и отрекаться от "заблуждений". Воссоединение понималось как односторонний акт покаяния схизматиков. Верующие на Востоке не приняли унию и Михаил Палеолог оказался в неприятном положении. Он окончил жизнь оставленный всеми и без церковного покаяния. Уния была аннулирована при Мартине IV (1281-1285).

18. Авиньонский период

После смерти папы Николая IV кафедра пустовала 2 года. Глава кардинальской коллегии Орсини предложил избрать папой отшельника Пьетро дель Мурроне-личность благочестивую, но непригодную в управлении церковью. Он стал папой Целестином V в 1294 г. В церкви опять начался произвол., а папа стал игрушкой в руках Анжуйской партии. По настоянию Анжуйского короля в кардинальскую коллегию было введено 7 французов и т. образом образовалась французская партия большинства обеспечившая в дальнейшем переезд пап в Авиньон.

Кардинал Бенедетто Каэтани метивший на папство и видивший, что престарелый отшельник тяготится им, устроил однажды ночью спектакль для Целестина, подстроив тому "глас Божий", говорящий, что тот должен уйти в отставку. Целестин не замедлил облачиться в одежду отшельника и счастливый возвратился в горы. Каэтани большинством голосов был избран папой и взял имя Бонифаций VIII (1294-1303). Он стал предпоследним папой перед Авиньоном. Он безмерно любил деньги и своих родственников, которым даровал титулы и привелегии. Бонифаций был у истоков хорошо развитого в дальнейшем непотизма. Назначая родню на ключевые посты он не угодил другой влиятельной кардинальской династии Колонна. Распря дошла до того, что папа в 1297 г. отлучил кардиналов Пьетро и Джакомо Колонна и конфисковал их имущество. Те обратились за помощью к королю Франции Филиппу Красивому (1285-1314) и как раз это стало прелюдией к Авиньону. Бонифаций, также, ввёл практику юбилеев. Февральская булла 1300 года гласила об отпущении грехов всякому, кто в этом году посетит Рим. Каждый 100 год объявлен праздничным. В Рим прибывало 30 тыс. богомольцев ежедневно. Они молились и участвовали в карнавалах в честь папы.

Французы, и в Церкви, и в политике всегда показывали свою независимость. По инициативе Людовика Святого были организованы VII и VIII крестовые походы и вес Франции значительно возрос. Ещё в 1269 г. была принята "Прагматическая санкция" согласно которой церковь Франции автономна от Рима. Филипп отнял десятину в пользу армии и деньги из Франции перестали поступать в Рим. Бонифаций в ответ на это в 1301 г. прислал королю буллу "Ausculta filli" где призывал короля приехать в Рим для покаяния. Филипп публично сжёг буллу в Notre Dame и отдал дело для рассмотрения в парламент и тот обязал короля не подчиняться папе. Тогда папа в 1302 г. созывает Латеранский собор для вразумления короля и зачитывает буллу "Unam Sanctam", раскрывающую учение "о 2-х мечах": "Евангелие учит нас, что во власти Церкви находятся 2 меча – светский и духовный. Ибо когда апостолы говорят "вот, здесь два меча" (Лк. 22. 38), ... Господь не сказал, что много, а сказал "довольно". Духовный меч находится в руках у духовенства, а материальный у короля и его он должен применять с разрешения папы и т. д. Булла оканчивается словами- "подчинение римскому папе есть для каждого человеческого существа обязательно необходимое условие его спасения". Филипп вопреки этому заявил, что власть короля непосредственно исходит от Бога и не признаёт больше никакой другой власти. Папа хотел 8 сент. Предать Филиппа анафеме, но он перешёл в контрнаступление и арестовал папу при помощи римской аристократии во главе с семейством Колонна. Канцлер короля Гильом Ногаре при аресте избил Бонифация и хотя папу освободили его сторонники, он вскоре умер от потрясений, в помешательстве, изрыгая проклятия и не приняв причастия. Это стало поводом для французов обвинить позже его в ереси. Данте Алигьери не найдя ему места в чистилище отправляет его сразу в ад за симонию (Божественная комедия, Ад, песнь 19).

После смерти Бонифация VIII римским епископом стал Бенедикт XI (1303-1304) снявший отлучение с Филиппа Красивого. По мере того как светская власть папы приходила в упадок, внешние атрибуты становились всё более значительными. В 1305 г. первого авиньонского папу Климента V (1305-1314) короновали уже тройной тиарой (Бонифация VIII ещё двойной). Одно из значений тиары таково:

-первая корона – Церковь воинствующая, Ecclessia militans.

-вторая корона – Церковь кающаяся, Ecclessia purgans.

-третья корона – Церковь торжествующая, Ecclessia triumphans.

Согласно другой версии-три короны-власть папы на трёх континентах: в Европе, Азии и Африке (Америку ещё не открыли).

Католическая Церковь при Клименте стала управляться из Авиньона, а не из Рима не под нажимом короля, а как раз наоборот: Климент после избрания сославшись на анархию в Риме пригласил кардиналов в Лион, а в 1309 г. окончательно переместил курию в Авиньон на юге Франции во владения неаполитанского короля (эта территория не принадлежала тогда французскому королю). При Клименте V в 1312 г. был распущен орден тамплиеров, бывший главным кредитором королей и пап, оффициально же было предъявлено обвинение в поклонении сатане, колдовстве и содомских грехах. В 1314 г. был сожжён на костре гроссмейстер ордена Жак де Моле проклявший перед смертью папу, короля и Гильома Ногаре.

После Климента папой после долгих выборов стал Иоанн XXII (1316-1334) – 72-летний старец. На выборах в замурованном храме он притворялся больным и кардиналы желая скорее выйти из заточения избрали его как безнадёжного и недолгосрочного, однако он пережил многих своих избирателей.

Папы жили в Авиньоне до 1377 г. Вот их имена в авиньонский период: после Климента V и Иоанна XXII был Бенедикт XII (1234-1342). Затем:

Климент VI (1342-1352)

Иннокентий VI (1352-1362) – при нём кардинал Альборнос при помощи военной силы навёл в Риме порядок и снова подчинил его папе разрушив замки Колонна и Орсини. Германский имп. Карл IV в "Золотой булле" окончательно разграничил круг влияния Церкви и гос-ва.

Урбан V (1362-1370) -вернулся в Рим но вскоре опять уехал в Авиньон не выдержав внутренних раздоров.

Григорий XI (1370-1378) -окончательно вернулся в Рим. При нём курия переехала из Латеранского дворца в Ватикан. С его смертью в Западной церкви начался 36 – летний кризис.

19. Великий западный раскол 1378-1414 гг.

Выборы нового папы проходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. Кардиналы-французы, которых было большинство, стремились скорее вернуться на родину избрав папой земляка, римляне же хотели видеть папой итальянца. 8 апр. 1378 г. толпа ворвалась в конклав и стала угрожать французам. Под давлением избрали архиепископа г. Бари Урбана VI (1378-1389). Но как только французы выбрались из Рима они огласили заявление о несвободности, а значит и незаконности выборов и предложили Урбану уйти. Тот разумеется этого не сделал и тогда оппозиция (11 французов, 2 итальянца и 1 испанец) в Авиньоне избрали Климента VII (1378-1384).

Урбан создал свою кардинальскую коллегию. На его стороне были Италия, Германия, Польша, Скандинавские королевства. Климента поддерживали Франция, Испания и Португалия. Современая РКЦ канонической считает линию Урбана. Линия Климента-антипапы.

Парижский университет предложил три варианта устранения схизмы.

1. Добровольное отречение обоих пап.

2. Решение дела третейским судом.

3. Созыв вселенского собора.

Решение затянулось надолго и родоначальники спора успели умереть. В 1409 г. состоялся собор в Пизе с участием 100 епископов и 24 кардиналов с обоих сторон. В Риме тогда правил Григорий XII (1406-1415), а в Авиньоне Бенедикт XIII. Ни тот, ни другой не признали собор, т. к. он замахнулся на вселенскость без утверждения пап. Сами папы были обвинены в нежелании прекратить схизму, объявлены еретиками и низложены. Соборяне избрали нового антипапу Александра V утвердившего акты собора. Таким образом появилось троевластие. В 1410 г. Александра сменил антипапа Иоанн XXIII.

Кризис папства вызывал недовольство у многих прогрессивных людей Европы. В Англии профессор Оксфорда Джон Виклиф подчеркнул независимость королевской власти от папы, необходимость возвращения к апостольской простоте. Он перевёл Библию на английский язык и утверждал, что всё небиблейское (папство, монашество, целибат и др.) -неспасительно. За это он был отлучён от Церкви.

20. Констанцский собор 1414-1418 гг.

Папа Александр V при избрании обещал реформы по ограничению папского произвола и регулярный созыв соборов для лучшего контроля за папами и его приемник Иоанн XXIII был связан его обязательствами, поэтому в 1414 г., 1 ноября был открыт собор в г. Констанце (граница Швейцарии и Германии). На собор прибыли 5 зап. патриархов, 29 кардиналов, 200 епископов, 300 докторов богословия. Всего духовенства собралось 1800 человек. Имп. Сигизмунд приехал в сопровождении 2400 рыцарей и 800 дворян. Жителей города насчитывалось 7000, а гостей съехалось 20000 причиняя горожанам немало хлопот.

Целью собора было объявлено проведение реформ "in capite et membris"- в "голове и членах" и преодоление ересей. Постановили решения принимать по нациям: одна нация-1 голос. Ближайшей задачей было ликвидировать раскол. Иоанн XXIII настаивал на признании решений Пизанского собора, согласно которым были низложены 2 папы, но большинство склонялось к мысли об отречении всех 3-х пап. Григорий XII согласился уйти при условии, что и Иоанн не будет считаться законным. Тот соглашался, а потом не устоял и сказал, что уйдёт вместе с остальными папами, но не торопился это делать. Участники собора возмутились и папе пришлось бежать переодевшись конюхом. Собор объявил его раскольником и еретиком и низложил 20 мая 1415 г. После этого римский папа Григорий XII действительно решил уйти с поста и настала очередь авиньонского папы Бенедикта XIII. Он долго упрямился и вынудил собор пойти на его осуждение. Итак все три папы были низложены и оставалось избрать нового. Конклав 11 ноября 1417 г. избрал папой Оттавиано Колонна с именем Мартин V (1417-1435) из влиятельного и богатого римского рода. Коронация проводилась в Мюнстере и Мартин был единственным папой коронованным в Германии где через столетие вспыхнула Реформация.

После избрания папа энергично взялся за обезоруживание собора. Первым, что он сделал он показал свою жёсткость к еретикам. Учение Виклифа и его ученика Яна Гуса было объявлено ересью, . Имп. Сигизмунд обещал Гусу, что на соборе с ним ничего не случиться, но когда тот был объявлен еретиком и взят под стражу папа сказал, что клятва данная еретику необязательна для исполнения и Гус был сожжён на костре не отрёкшись от своих убеждений.

Собор не осуществил программу, затрагивающую причины всех бед, не провёл реформу в устройстве Западной Церкви. Вместо глобальных реформ были заключены соглашения, компромиссы с отдельными нациями (германский и английский конкордаты).

22 апр. 1418 г. папа закрыл собор не утвердив его декреты. Он не сделал этого потому, что соборяне и не требовали этого опираясь на пизанские постановления о действительности соборов без папской визы.

Папа Мартин V решил расположить свою резиденцию в Риме несмотря на то, что там царил хаос и анархия (население составляло 17500 чел.). И он въехал в город в 1420 г. несмотря на то, что французы звали его в Авиньон, а Сигизмунд в Германию. Рим был в запустении, крыша базилики св. Петра обрушилась а в садах Ватикана по ночам слышался волчий вой. Мартин принялся за наведение политического и культурного порядка. К работам были привлечены известные художники Фра Анджелико, Пьетро делла Франческо, Пизанелло и Джиберти. Папа обуздал бродяг наёмников и грабителей и навёл порядок в церковном гос-ве.

21. Базельский собор (1431-1443)

Согласно констанцских постановлений следующий собор был созван в Павии в 1423 г. но из-за эпидемии чумы его перенесли в Сиену. Не успев сделать что нибудь существенной он без объяснений был распущен папой. Причиной этому стало несогласие папы с пизанскими решениями. Само слово "собор" вызывало у него отвращение-он желал править подобно Григорию VII и Иннокентию III, лично управляя церковью.

В 1431 г. в Базеле состоялся очередной вселенский собор с участием легата папы кард. Цезарини. Вскоре Мартин умер и вместо него избрали Евгения IV (1431-1447). Первой ошибкой его стало изгнание с должностей родственников предшественника, чем он настроил против себя семейство Колонна. Это был бессильный и колеблющийся папа и благодаря этому дух соборности в Базеле опять взял верх. Участники собора заявили о своём превосходстве над папской властью. Папа поспешно и необдуманно распустил собор, но его участники не подчинились и призвали на помощь короля Сигизмунда. Они без папы добились успеха в переговорах с гуситами и в 1433 г. появилось Пражское соглашение. Папа испугался, что если собор без него восстановит единство веры-его собственные позиции подвергнутся опасности. Тогда он коронует Сигизмунда в императоры и признаёт собор законным.

15 февр. 1432 г. собор определил, что он имеет власть непосредственно от Господа и всякий, даже папа, должен ему повиноваться в вопросах веры и реформ. Кто не повинуется – будет наказан. Такое решение поддержали почти все католики Европы. Уступил и сам папа т. к. против него взбунтовалась папская область. Однако в августе папа опомнился и прислал легатов для разбора вопроса о неподсудности папы. Завязалась полемика. Соборяне считали, что папа-слуга Церкви и подсуден ей. Это было закреплено канонически 22 апр. 1433 г.

13 сент. папа Евгений издал буллу против собора, а собор призвал папу к ответу. Конфликт длился в общей сложности 2 с половиной года но окончился примирением. Собор решил лучше заняться вопросами церковной жизни. Был разработан текст папской присяги, думали как искоренить пороки духовенства, симонию и блудное сожительство, финансовые проблемы и др. Уния с греками снова вошла в повестку дня т. к. уже с 1433 г. легаты в Константинополе вели о ней переговоры. В июне 1434 г. греки прибыли в Базель и ими руководили не религиозные, а опять таки политические и военные интересы. Соборяне ничем не могли им помочь в отличие от папы и пришлось обращаться непосредственно к нему.

В это время в Риме опять начались беспорядки организованные семейством Колонна и Евгению IV пришлось бежать во Флоренцию где курия пробыла 9 лет. Окончательный разрыв между папой и собором произошёл в 1437 г. Папа своей буллой "Doctoris gentium" переместил собор в Феррару и дал на переезд 30 дней. Часть соборян поехали, часть осталась и к н. 1438 г. одновременно заседают два собора. Базельцы (их осталось 6 чел.) низлагают папу и объявляют Феррарский собор "сборищем схизматиков" и снова в декрете "Sacrosancta" провозглашают, что:

1. Всеобщий собор выше папы.

2. Папа не властен ни переносить, ни распускать, ни переводить собор.

3. Непризнание пунктов 1, 2-ересь.


Собор в Базеле избрал нового и последнего антипапу Феликса V, но его никто не признал. В 1449 г. он подчинился законному папе и стал при нём кардиналом, а собор в Базеле самораспустился.

Католическая церковь даже признав необходимость реформ в устройстве оказалась бессильна справиться с изъянами. Укоренившееся правовое сознание, вековой авторитет епископа Рима возобладал над реформаторскими тенденциями. Даже лучшие реформаторы не могли вполне отказаться от идеи божественного права полноты папской власти и его канонической правомочности. Однако идеи были высказаны и несмотря на то, что папство победило-его торжество было недолгим. Скоро ему предстояло столкнуться с массовым реформаторским движением.

22. Ферраро-Флорентийский собор

Собор в Ферраре открылся, когда на призыв папы Евгения IV сюда стали съезжаться участники Базельского собора в 1438 г. Собор осудил принятые к тому времени решения по вопросам реформы, противоречащие примату папы. Евгений IV решил поднять свой авторитет используя тяжёлое положение Византии, которую теснили турки. Он желал от греков полной капитуляции во всех спорных вопросах, чтобы затем предложить им унию. Греки приехавшие ранее в Базель, а затем и в Феррару приняли участие в соборе. Восточную Церковь представляли имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), патр. Иосиф, Виссарион Никейский, Марк Эфесский и др., были и представители Руси-Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, а также клирики из Иверии и Валахии. Греки хотя и не без сопротивления были вынуждены принять Filioque и примат папы. Лишь Марк Эфесский этого не принял и не поставил своей подписи под унией. Многие представители Востока просто покинули собор не дожидаясь заключения договора. Однако дело было сделано. Только литургические традиции Византии остались нетронутыми. Для греков уния была политической необходимостью, они надеялись, что восстановление единства Церкви, поможет им преодолеть турок всеми силами христиан Востока и Запада.

Действительно авторитет папы возрос благодаря заключению унии декретом от 6 июля 1439 г. "Laetantur coeli" подписанного 33 восточными иерархами. На практике уния потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление низшего духовенства и верующих Востока. Исидор Киевский был даже изгнан из Руси за то, что участвовал в заключении унии и принял от папы назначение кардиналом. В 1443 г. в Иерусалиме состоялся собор отлучивший всех приверженцев унии. В Византии она была отвергнута церковной полнотой и не получив из-за этого должной военной помощи Запада империя перестала существовать в 1453 г. После заключения унии папа организовал крестовый поход против турок, но он потерпел неудачу и был разбит под Никеей в 1448 г. Византию сменила Османская империя в которой христианам жилось далеко не сладко.

23. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации.

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Гуманисты рассматривали человека как автономную личность в отрыве от общества. Человек ценен сам по себе, он выше всего в природе, прот. В. Зеньковский называет это "антрополатрией"- человекопоклонничеством. Кристеллер характеризует Гуманизм как "культурно-просветительское движение за возрождение искусства красноречия", но на самом деле гуманисты пошли дальше этого, их лозунгом было "Ad fontes"-назад, к античным источникам. Они не подвергали церковь резким нападкам как еретики, но своим мирским мышлением они подрывали основы церковного мировоззрения ускоряя отрыв общества от церкви. Широкое распространение получают естественные науки, средневековая латынь заменяется на классическую. Макиавелли отрывает политику от церковных воззрений допуская в ней любые, даже безнравственные действия. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский позволяет себе даже научную критику Библии.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельский унив-ты. В Германию идеи гуманизма принёс Кристофер Шеуль. Окончив Болонский унив-т, он вернулся в Германию и обосновался в Виттенберге, где тогда преподавал Мартин Лютер.

Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил "золотой век". Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой -гуманистом был Пий II (1458-1464). Центральной идеей его понтификата было создание антитурецкого союза. Он обратился к европейским монархам с призывом организовать новый крестовый поход, но эта идея осталась без ответа. Тогда он пишет султану Мехмеду II призывая его принять христианство указывая на большое сходство христианства и Корана. Разумеется что эти фантастические планы не сбылись.

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на "самую мрачную фигуру папства...правление которого было несчастьем для Церкви". Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Ещё будучи кардиналом он зарекомендовал себя как талантливый руководитель в качестве зам нач. папской канцелярии и ловкий дипломат, но как человек он был аморален, жесток, алчен и имел чисто мирской менталитет. От одной из своих наложниц он имел 4 детей. Старший сын-Чезаре-был у истоков создания папской швейцарской гвардии. Александр VI не останавливался ни перед чем в деле устроения политической карьеры своих потомков. Он старался устроить своих сыновей так, чтобы они правили разными регионами Италии добиваясь в конечном итоге своей личной абсолютной власти в этой стране. При нём клан Медичи был изгнан из Флоренции. Доминиканец из Флоренции Джироламо Саванарола попытался было выступить против аморальности и произвола папы, но был отлучён и сожжён в 1498 г. Папа и его дочь Лукреция не только устраняли своих противников, но и приказывали убить тех, чьё состояние или доходы они хотели получить. Зачастую это происходило на званной папской трапезе. Жертва принимала медленно-действующий яд-самое распространённое орудие того времени, и умирала спустя некоторое время. Так погибали и многие кардиналы. Чтобы занять их место претенденты платили огромные деньги принося папе колоссальный доход. Многие получив приглашение на обед к папе заранее писали завещания. Утрехтский кард. Адриан, которого Борджиа хотели убрать, тоже был в числе приглашённых, но слуги перепутали бокалы с ядом и отравлен был сам папа. Вся Европа ликовала узнав о его смерти.

Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи. Для той эпохи неудивительно, что человек равнодушный к вере и называвший христианство "доходной басней" стал главой христианского мира. Он занял престол в 37 лет и ему приписывают слова: "насладимся папством, потому что Бог нам дал его". Он стал меценатом всех римских художников, поэтов и музыкантов. Он не жален на них казны и даже пригласил из Швейцарии математика писавшего теоремы в стихах. Папа сам недурно пел и любил театр. 50% казны уходило на папскую кухню. Когда не хватало средств папа продавал свои облачения и однажды продал и тиару. Он устраивал карнавалы на которых сказочные чудовища нападали на женщин и уносили их. Местные жители привыкли к этим причудам, но паломники (Лютер в т. ч.) видя всё это возвращались домой уже протестантами. Он умер без исповеди и причастия и некто заметил, что это произошло оттого, что он и Св. Дары продал.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Доминиканец Тецель отправился туда для распространения индульгенций и когда он прибыл в Виттенберг, Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Он добивался мирных реформ, через покаяние и пр., но его соратник Карлштадт пошёл радикальным путём. Разрушались храмы, разгонялись монастыри. "Цвикаусские пророки"-представлявшие простолюдинов (Марк Томе, Никлас Шторк, Томас Дрекзель) встретились в Виттенберге с Мюнцером и др. лидерами Реформации и после этой встречи разожгли огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва. В результате неумелой политики папы Климента VII в бракоразводном деле английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, в котором папа поддерживал интересы католической Испании, король в 1534 г. объявил себя главой английской церкви в результате чего целое государство перестало подчиняться Риму.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы. Папа Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена иезуитов Игнатия Лойолы, а в 1542 г. учредил в Риме инквизицию во главе которой стал испанский кардинал Карафа. Инквизиция могла судить любого невзирая на ранг и происхождение, и приговаривать к смерти. Отменить такое решение мог только папа. Казнили главным образом сжигая на костре, а в Венеции еретиков просто топили. В море выходило два судна, идя борт о борт. Между ними был настил с осуждёнными. На глубине корабли расходились и связанные люди падали в воду.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Триденте которы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. В первую очередь рассматривались вопросы оспариваемые протестантами-незыблимость иерархии, Предания традиций и таинств, подчёркивалась посредническо-спасительная функция Церкви. Иеронимовская Vulgata была выверена библейской комиссией и признана аутентичной (самодостаточной-не нуждающейся в греч. и евр. текстах для пояснения). Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера ("Sola fide"-протестантский принцип спасения только верой) -это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Весной 1547 г. имп. Карл V победил Шмалькальденский союз и как победитель потребовал от собора ограничения папского абсолютизма. Павел III воспротивился и перевёл собор в Болонью. Собор сперва раскололся на сторонников и противников императора, а затем был распущен папой в 1549 г. Его приемники созывали ещё 2 сессии собора и окончательно он закрылся в 1563 г.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип "cuius regio, eius religio"-чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов. Папа Григорий XIII (1572-1585) отслужил по этому поводу благодарственный молебен с пением "Te Deum". Гугеноты также ответили террором нападая на монастыри, насилуя монашек и хвастаясь друг перед другом чётками из ушей католических монаховСамое его известное деяние этого папы – реформа календаря сущность которой состояла в том, что после 4 окт. 1572 г. сразу следует 15 окт. С тех пор Запад живёт по григорианскому календарю.

Первая половина XVIII в. -это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. Победила Франция, Испания утратила статус великой державы, Германия оказалась раздробленной на 200 мелких княжеств и католическая Австрия осталась ни с чем. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

24. Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Внутри Католической Церкви возникает харизматическое учение еп. Корнелия Янсения-бывшего проф. Лувенского ун-та. Он написал труд "Augustinus"-в котором доводит до крайности его учение о спасении. В этом пункте он стал очень близок кальвинистам верившим в безусловное предопределение. Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Первым осудил янсенизм папа Урбан VIII в 1642 г., но это течение ещё долго просуществовало находя поддержку даже в высших слоях духовенства. Писатели Паскаль и Расин также примкнули к нему. Снаружи Католичеству приходится противостоять идеям прсвещения возникшим сперва в Англии, а затем проникшим на материк. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-"король-солнце". В области внутренней политики-неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней-своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить "короля-солнце". Он присвоил право на доход вдовствующих епархий, право на суд над клириками без согласования с церк. властями и многие другие права. В 1682 г. он организовал синод принявший решения в духе галликанства очень ущемлявший власть Рима во Франции.

В 1700-1714 г. шла война за "испанское наследство" в результате которой испанским королём стал француз-Филипп V- внук Людовика XIV. Рим был на стороне французского претендента, чем настроил против себя всю Испанию. Папский нунций был лишён в 1753 г. 8-и "апостольских месяцев" в которые он смещал и назначал духовенство и пользовался высшей судебной властью. Отныне в Рим не поступала сумма в 500 тыс. экю ежегодно собираемая с Испании и не публиковались папские буллы без разрешения короля.

Очень энергично "просвещённый абсолютизм" действовал и в Португалии, стране ставшей цитаделью иезуитов. Во время правления Хуана V (1706-1750) народ изнемогал от них, т. к. иезуиты взяли в свои руки буквально все сферы жизни общества и инквизиции. Король лично присутствовал на всех аутодафе и не жалел денег на монастыри и храмы. Он учредил при дворце должность иезуита-патриаха, стоявшего по власти выше примаса Португалии. Страна нищала материально и духовно. Буржуазия нашла союзников в лице дворян и они вместе выдвинули на пост премьер-министра Себастьяна Помбаля (1699-1782) считавшего необходимым избавить королевскую власть от опеки иезуитов, а Португалию от власти Рима. Лиссабонское землятрясение 1755 г. унесло 30 тыс. жизней и это сыграло на руку иезуитам объяснявших суеверному народу, что это гнев Божий на Помбаля. Тот же в ответ, не обращая на это внимания, потребовал от короля изгнания иезуитов из дворца без права возврата. Он писал: "Среди иезуитов нет почти ни одного человека, который был бы похож на духовное лицо. Все они купцы, полит. интриганы низшего пошиба, дерзкие солдаты, проявляющие свою храбрость в отношении безвольных рабов...Мелочные тираны преступления которых заставляют забыть самые кровавые события на протяжении десятков веков". Паписты подняли шум против действий Побаля. Высший церковный совет Кастилии и великий инквизитор Кинтано посановили сжечь все его указы против иезуитов и запретили им подчиняться под страхом смерти. Однако папа Бенедикт XIV решил разобраться с делами в Португалии и поручил кард. Салданье изучить вопрос. Тот в своём докладе подтвердил многие обвинения Помбаля против иезуитов и в результате те получили запрет на проповеди и наставничество в Лиссабонском диоцезе. В разгар конфликта на Помбаля было покушение и тот не замедлил с ответом. Супериор ордена и многие его члены были арестованы, имущество конфисковано, а в 1759 г. все иезуиты были высланы из страны. Из-за этого новый папа Климент XIII прервал отношения с Лиссабоном. Послы европейских держав потребовали вообще распустить орден иезуитов, но папа на это не пошёл. В 1769 г. на его место был избран Климент XIV (1769-1774) который и распустил орден в 1773 г. Генерала ордена Лоренцо Риччи и его заместителя заточили в замок Св. Ангела. Многие иезуиты нашли убежище в Пруссии и России.

Иезуиты в Парагвае

С началом великих географических открытий, испанцы и португальцы открыли (в 1516-1517 гг.) земли в Америке. В 1636 – основана столица Асуньсьон. На севере – земля инков. Тут дикие индийские племена вуарони. Сперва тут орудовали доминиканцы, а затем иезуиты. Их цель – сделать принятие христианства ими более привлекательным.

Защита обращенных от погони за рабами.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и образовали крупные поселения – редукции. Сперва они хотели создать государство с выходом к океану, а потом рассчитав силы, уединились в горных малодоступных районах в глубине. Они добились у испанцев разрешения вооружить их огнестрельным оружием. Позже их освободили от подчинения местным колониальным властям и местному епископу. Иезуиты – единственные из европейцев на этой территории и без их разрешения ни один белый не мог проехать через страну. Покинуть редукции индеец мог только с разрешения иезуитов. Несмотрая на протест испанского правительства, миссионеры обучали парагвайцев письменности и языку*. Около 200 тысяч человек населяло Парагвай во время расцвета, главным образом это индейцы, около 10000 негров, иезуитов было не более 300. Обычно в редукции жили 2-3 тыс., а иногла до 500, самая большая 30000 человек. Во главе стояло два священника. Один из них старший и его звали исповедником. Он занимался культом и духовными нуждами, младший – хозяйственный деятель. Они имели неограниченную власть и показывались индейцам в момент мессы, а в другое время общались с ними через кациков (должностное лицо), избираемых ежегодно открытым голосованием. Законов никаких не было, их заменяли решения иезуитов. Они выслушивали обязательную исповедь ивыносили решение, например, выговор личный, публичный, порка кнутом, кулаками, заточение и изгнание из редукции, что было самым страшным. Выдворенных испанцы забирали в рабство. Индейцы ничем не владели.

Вся земля делилась на две части:

1-я Тупамба – Божья земля;

2-я Амамба – личная земля
.

Разница не в собственности, а в том, что первая обрабатывалась коллективно, вторая – лично. Амамба выдавалась в момент женитьбы, если кто из супругов умирал, земля возвращалась обществу. Работы на Тупамбе были обязательны в т. ч. и для Кациков. Перед началом работы иезуит проповедовал, все шли колонной под звуки барабанов и флейт со статуей Богоматери или св. Исидора. С работы шли с песнями. Была должность инспектора, следившего за лентяями. Индейцы были ленивы и предпочитали наказание труду. Общины имели стада лошадей и быков, они выдавылись в пользование для обработки. Мясо иезуиты давали им 2-3 раза в неделю и индейцы в редукциях жили лучше чем другие. Ремеслы достигли здесь высокого уровня. Оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливались колокола и даже печатались книги на иностранных языках. Все произведенное сдавалось на склады, гда работали грамотные индейцы. Часть отдавалась населению. Например, 5, 5м холста в год выдавалось на душу, женщинам 4, 5 м шелка, раз в году нож и топор. Но в основном все шло на экспорт. Особенно обувь. Внутри редукции и между редукциями торговля запрещалась. Каждый индеец держал монету раз в жизни при подарке невесте на свадьбе. Потом она отнималась. Все редукции имели один тип:

• жилища индейцев

• мастерские

• дома для гостей

• склады

• храм

• площадь

• арсенал

• стена и ров по периметру


Жили в хижинах из тростника, обмазанной глиной. Храм -каменный. На заре будил их колокол, и индейцы шли на молитву, потом на завтрак и на работу. Вечером ложились спать по сигналу, после которого нельзя было выйти из дома. Выход в лес по пропускам. Общение между редукциями не допускалось. Одевались все одинаково. У кациков и солдат были знаки отличия. Браки заключались дважды в году на специальной территории. Выбор невесты и жениха – под контролем. Дети работали с раннего возраста. Отец мог носить длинные волосы только после рождения ребенка. Удар колокола ночью – сигнал к соитию.

Иезуиты почтили себя успехами они стали слишком опасны, особенно после создания 12000 армии. Они вмешивались в войны, несколько раз осаждали Асунсьон; это настораживало испанцев. Сложилась легенда, что иезуиты накопили сокровища и лошади у них подкованы золотом.

Испанцы начали "капать" на них Клименту ХІV. В 1767 г. Папа приказал иезуитам удалиться из Парагвая. Они сразу исполнили приказ. В 1773 г. орден упразднен (возрожден в 1814 г.). Золота не нашли на месте их пребывания, большинство индейцев вернулись к своим племенным культам. В Х1Х веке понадобилась реевангелизация. Вольтер и другие просветители парадоксальным образом отметили их деятельность положительным образом.

25. Католическая Церковь в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много отнеё пострадала, т. к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тым. клириков покинули страну из-за гонений. Папа Пий VI (1775-1799) отслужил траурную мессу по поводу казни Людовика XVI в 1793 г. и объявил его мучеником тем самым противопоставив себя революции. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания ещё более отдалившись от Рима. Папа заключает союз с Австрией против революционной Франции, но молодой гененрал Наполеон Бонапарт разбил австрийскую армию, а в 1798 г. генерал Бертье захватил Рим. Пий VI был арестован и умер через год от потрясений. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. Заключается Французский конкордат спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в Notre Dame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив, таким образом, папу Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим. Противоречия ещё более усугубились из-за, того, что Пий не хотел расторгнуть брак Наполеона с Жозефиной мешая, тем самым, ему жениться на дочери Франца I Габсбурга-Марии Луизе. Затем папа причинял Наполенону массу политических неудобств не участвуя в его планах. В конце концов в 1809 г. осадили Рим и большую часть Италии и присоединили их к Франции, а папу отправили под арест в Савону. Когда за всё это Пий отлучил Наполеона от Церкви, тот лаконично ответил: "Противодействие папы не лишило меня ни одного католического солдата".

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал стало воссоздание ордена иезуитов буллой "Sollicitudo omnium". Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны. После Льва XII и Пия VIII римский престол занял Григорий XVI при котором очень далеко шагнуло католическое миссионерство устремлявшееся вслед за европейскими колонизаторами. В 1838 г. на Конгрегацию пропаганды веры работало 18 тыс. миссионеров в разных частях света. В 1848 г. Франция оккупировала Алжир и тут же здесь появилась католическая миссия в которой готовили проповедников из коренного населения.










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua