Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
общество. демократия   политика   элита   масса

Предательство элит и самообольщение масс

goutsoullac | 11.02.2009 15:36

-4
Рейтинг
-4


Голосів "за"
3

Голосів "проти"
7

Известный американский социолог К. Лэш определил нынешнее "постмодерное время" именно как "восстание элит и предательство демократии".

Предательство элит и самообольщение масс
Известный американский социолог К. Лэш определил нынешнее "постмодерное время" именно как "восстание элит и предательство демократии".

То есть если раньше элитарность характеризовалась такими качествами, как оседлость, патриотическое отношение к определенной местности, благородное первенствование долга перед правами, благородство и меценатство, то сейчас нынешнее представители элиты скорее всего напоминают самые худшие образцы "массы" в описаниях Х. Ортеги-и-Гассета и Н. Бердяева: имеют кочевнический способ жизни, разнятся как отсутствием уважения к традициям и непризнанием собственных обязанностей, так и, особенно, изоляцией от всего остального населения, исключили себя из "общей жизни", одновременно, как заметил канадський мислитель К.Б. Макферсон, упиваясь властью частной собственности, с помощью которой "элитарный человек" может исключать других из использования чего-либо [Мєлков Ю. Пострадянське суспільство: Нове Середньовіччя // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2008. – N3. – С.184-185]. [/I

]А. Эткинд считает, что условия для трансформации, рождения "нового мира" возможны лишь только тогда, когда "элитарный человек" почувствует неутолимую тягу "... ко всему настоящему, подлинному и первоначальному, а также отрицание им собственной культуры как неподлинной и ненастоящей... Есть историческая ирония в том, что романтическое стремление к первичности опыта оборачивается умножением неверных копий, касающихся иных миров или экзотической изнанки собственного мира, которые принимаются за безусловную и единственную подлинность" [Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). – М.: НЛО, 1998. – С.166].

Но ожидать, что у "элитарного нового человека", усиленно конструирующего собственную социальную реальность и стремящегося исключительно содержать себя в соответствии с эталоном ("смахивать с эталона пыль кисточкой из беличьего хвоста"), обнаружится "стремления к подлинному" – гиблое дело.

Массы же, не входящие в круг вышеупомянутой "новой элиты", не имеющие собственной идентичности, собственного языка и самосознания, полностью и искренне (и таким образом, в иллюзии) могут считать себя представителями элиты (например, считая, что достижение успеха – только дело времени) и идентифицировать свои интересы с интересами "новой элиты", т.е. превращаются в "снобов", "касту шудр-золотарей", этаких "шабес-гоев": "... Они смотрят на людей подлыми взглядами карманных воров" (Ю.Мисима) [Книга самурая. – СПб., 1999. – С.236].

К тому же массе объясняются некоторые "важные истины", как вот фильмом "Адмиралъ": внушается идею о превосходстве богатых над бедными (типа "лубофь" более возвышенная нежели у крестьянок с рабочими) и о том, что те, кто хочет элементарной справедливости, – это не люди вовсе, а вроде как грязные омерзительные матросы со штыками наперевес, закалывающие офицеров, готовых за страну жизнь отдать. И над всем этим махровая церковная густопсовость.

"Новая элита" принципиально закрыта для всех, кто способен по-настоящему исповедовать какие-то идеалы, традиционные ценности, она противостоит социальному пространству, агрессивно отделяется от него, "приватизируя" именно социальное пространство ("рефеодализирует социальную сферу", по Ю. Хабермасу; "социальность растворяется симулякрами", по Ж. Бодрийяру), убивая его старую форму – "национальное государство", и используя информационное пространство как для набрасывания своих "антиценностей" лишенной возможности говорить "массе", уничтожая по ходу и место для самовоспроизведения традиционной "элиты знаний и компетенций" – университет, так и для укоренения в массах убеждения, что нет альтернативности тотальному консумеризму и удовольствию от зрелищ Голобородько А. Постмодерн против Революции // http://www.pravaya.ru/look/4277].











© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua