Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації
элиты   касты   общество   классы. кризис

О новой элите замолвим слово

goutsoullac | 30.10.2008 12:33

-6
Рейтинг
-6


Голосів "за"
2

Голосів "проти"
8

Но сейчас "элитарный человек" радикально отличен от старых классических элит. Американский социолог К. Леш в работе с названием "Восстание элит и предательство демократии" как раз и показывает эту разницу.

О новой элите замолвим слово
А. Эткинд считает, что условия для трансформации общества возможны лишь только тогда, когда "элитарный человек" почувствует неутолимую тягу "... ко всему настоящему, подлинному и первоначальному, а также отрицание им собственной культуры как неподлинной и ненастоящей... Есть историческая ирония в том, что романтическое стремление к первичности опыта оборачивается умножением неверных копий, касающихся иных миров или экзотической изнанки собственного мира, которые принимаются за безусловную и единственную подлинность" [Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). – М.: НЛО, 1998. – С.166].

Но сейчас "элитарный человек" радикально отличен от старых классических элит. Американский социолог К. Леш в работе с названием "Восстание элит и предательство демократии" как раз и показывает эту разницу. Если раньше элитарность характеризовалась такими качествами, как оседлость, патриотическое отношение к определенной местности. благородное первенствование долга перед правами, благородство и меценатство, то сейчас нынешнее представители элиты скорее всего напоминают самые худшие образцы "массы" в описаниях Х. Ортеги-и-Гассета и Н. Бердяева: имеют кочевнический способ жизни, разнятся как отсутствием уважения к традициям и непризнанием собственных обязанностей, так и, особенно, изоляцией от всего остального населения, исключили себя из "общей жизни", одновременно, как заметил канадський мислитель К.Б. Макферсон, упиваясь властью частной собственности, с помощью которой "элитарный человек" может исключать других из использования чего-либо [Мєлков Ю. Пострадянське суспільство: Нове Середньовіччя // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2008. – N3. – С.184-185]. Поэтому ожидать, что у "элитарного нового человека", усиленно конструирующего собственную социальную реальность, обнаружится "стремления к подлинному" – гиблое дело.

Массы же, не входящие в круг вышеупомянутой "новой элиты", не имеющие собственной идентичности, собственного языка и самосознания, полностью и искренне (и таким образом, в илюзии) могут считать себя представителями элиты (например, считают, что достижение успеха – только дело времени) и идентифицировать свои интересы с интересами "новой элиты", т.е. превращаются в "снобов", "касту шудр-золотарей", "шабес-гоев".

Вряд ли можно согласится с тем, что противостоять "замкнутой элитарной системе" могут только иные общности, построенные на других ценностях. Предугадать их можно (например, антиэлитарное общество Торманса в книге Ивана Ефремова "Час Быка") и нужно (особенно рассматривая как причину гибели такой якобы устарелой формы социальной общности как "национальное государство"), но... анархистское отрицание Системы социальной общности как таковой окажется размыванием Периферии индивидуальной свободы, ибо создание вместо "новой элиты" этакой "аристократии каждого" (An Aristocracy of Everyone; по М. Буберу) без сакральной легитимности и инициации – это превращение мира и человека в констеляцию "Последнего героя" / "Новой земли" / "Вавилона нашей эры". В этом случае не произойдет Марксов "прижок из царства необходимости в царство свободы".

Коментарі









© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua