Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Икона. Идолослужение или богопоклонение?


0
Рейтинг
0


Голосів "за"
1

Голосів "проти"
1

Моя знакомая приняла протестантскую веру. И первое, что она сделала, – вынесла иконы из комнаты на чердак, аргументируя это тем, что, мол, иконопочитание является одной из форм идолослужения. Действительно ли это так?

Икона. Идолослужение или богопоклонение?
Протоиерей Олег Ведмеденко

Вопрос: Моя знакомая приняла протестантскую веру. И первое, что она сделала, – вынесла иконы из комнаты на чердак, аргументируя это тем, что, мол, иконопочитание является одной из форм идолослужения. Действительно ли это так?

Ответ: Наши братья протестанты действительно отвергают иконопочитание, считая его идолослужением. Аргументируют они это тем, что согласно второй заповеди закона Божьего кумиры (изображения божеств, идолы) запрещены Богом (см. Исход, 20 глава, 4-5 стихи), а следовательно, запрещены и иконы; что Бога нельзя уподобить золотому или иному материальному изображению (см. Деяния святых апостолов, 17.24-31); что апостолы запрещали заменять "славу нетленного Бога... в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (см. Послание апостола Павла к Римлянам, 1.21-23); что "Бога не видел никто никогда" (см. Евангелие от Иоанна, 1.18), а поэтому и изобразить Его нет никакой возможности и т. п. Такие вопросы сегодня не единичны, что свидетельствует об активизации в последнее время протестантского движения в Украине (и не только), а также о недостаточности религиозного просвещения со стороны православного духовенства. Что ж, давайте осветим эту тему непредвзятым и правдивым светом слова Божия, и да поможет нам в этом Господь...

Откроем Библию, книгу Исход, 20-ю главу, и прочтем стихи 4-5:

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня..."


Это и есть вторая Заповедь. Исследуя же ее будем помнить, что сотворил Бог человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." (см. Бытие, 1.27). А одним из признаков образа Божия в человеке является разум. Ибо если бездумно подходить к толкованию Священного Писания, и второй Заповеди в частности, то не избежать нам ошибок, то возникает опасность того, что с грязной водою мы выплеснем и ребенка. Ведь сказано в книге Левит: "Отличайте священное от не священного, и нечистое от чистого" (см. Левит, 10.10). Ибо причащаясь вина учения Божьего без рассуждения, можем дойти до того, что и вовсе запретим всякие изображения живых существ ("Не делай себе кумира и никакого изображения..."), как это, к слову, и произошло в исламе. Или же станем путать изображения языческих божков с символическим живописанием Единого, Истинного Бога, как это происходит в протестантизме.

Разве может Господь-Законодатель, давая народу Своему Закон, тут же и отменять его? Безусловно, нет! Тем не менее в этой же книге, Исходе, Бог дает прямое указание сделать в скинии Завета изображения херувимов как в виде золотых статуй (на крышке ковчега), так и вышитых образов – собственно икон, на завесе и покрывалах скинии ("икона" – на греческом образ):

"Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов ("херувим" – означает ведение, ангел понимания истины): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов...";

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою...";

"И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы" (см. Исход, 25.17-21; 26.1; 26.31).


Как видим, были священные изображения в скинии свидетельства – передвижном ветхозаветном храме. Были они и в постоянном Соломоновом храме (см. Третью книгу Царств, 6.23-29). Таким образом становится понятно, что запрет изображать и поклоняться всевозможным изображениям относится именно к ложным, которые по сути были идолами, а не к истинным, изображающим языком искусства, языком символов духовные образы, показанные Господом Моисею, поднятому Им на высоты божественного озарения: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исход, 25.40). Таким образом, все цитаты, используемые иконоборцами в подтверждение своей позиции, касаются именно изображений ложных – предметов языческого идолопоклонства (см. Исход, 32.4 – золотой телец; Левит, 18.21 – Молох; Числа, 25.3 – Ваал-Фегор; Судей, 2.13 – Ваал и Астарта; Третья Царств, 18.21-29; Первое к Коринфянам, 8.4-6; Иеремии, 10 и так далее).

Иконопочитание является внешним видом богопоклонения, и относится к обрядам православной церкви. "Обряд" на-церковнославянском – одежда. Обрядиться – значит одеться. И когда представители одной конфессии выступают против обрядов другой – это напоминает ситуацию, когда один человек испытывает неприязнь к другому только потому, что тот одевается иначе.

Сказал Господь "не больше ли одежды – тело?" (От Матфея, 6.25). Не больше ли обряда – тело Христово: церковь, община, люди, составляющие эту общину? И не больше ли тела – душа? Собственно дух смирения и любви, который должен господствовать в общинах народа Божия? Икона не подменяет собой Творца, – она, как удачно выразился митрополит Макарий, является лишь "видимым образом невидимого Бога".

Безусловно, можно помолиться и перед голой стеной, и Господь услышит эту молитву. Но услышит лишь тогда, когда, по слову святителя Феофана Затворника, "сердце согрелось, и тепло к Богу взывает". А такого состояния, несомненно, легче достигнуть, когда пред глазами не трещины на штукатурке, а изображение одного из евангельских событий, дорогих сердцу каждого христианина образов Господа нашего Иисуса Христа, символические изображения Бога-Отца, Святого Духа, библейских персонажей. К слову в храмах первых христиан (начиная с катакомб) было немало таких изображений. Так что мы молимся не иконе, а Богу, в том числе и перед иконами.

Икона – это Библия, писаная красками. Изображения на иконах точно соответствуют образам Священного Писания. И как Священное Писание, по сути своей, является глубоко символичным, – так и икона передает библейскую символику, но не буквами на бумаге, а языком красок. Икона – это одна из форм благовестия и богословия. Бог-Отец изображается на ней как "Ветхий днями"; Дух Святой – в виде голубя; бесплотные служебные духи, ангелы – как прекрасные юноши с крыльями, символизирующими быстроту исполнения воли Божией. И как во время чтения отрывков из Священного Писания мы проникаемся словом Божиим, так и во время молитвы пред иконой душа верующего человека приходит в одухотворенное состояние, дух его возносится к высотам молитвенного единения с Божеством.

Таким образом, икона – это ничто иное, как средство достижения молитвенного состояния христианина (а никак не фотографическое изображение небожителей и, тем более, не идол). И чудотворными иконы называют не потому, что они сами по себе творят чудеса (дерево, стекло и краска творить чудес не могут), а потому, что во время молитвы перед этой иконой, благодаря высокохудожественному изображению, созданному рукой боговдохновенного живописца, которое подняло дух, умножило веру молитвенника, – по вере его Господь явил чудо исцеления, либо какое иное...

Наконец, относительно подмены славы нетленного Бога. Истинная Церковь никогда не допускала такой подмены. Как царский портрет не отменяет царя, так и святой образ не отменяет Христа-Бога, о Котором и напоминает нам святая икона.

Итак, коротко дадим ответ на вопрос: почему православная церковь использует в своем богопоклонении священные изображения?

Иконы у нас, в первую очередь, для напоминания о Боге, о священных событиях и поучительном житии Господа и угодников Божиих. Во вторых, для проповеди учения Божьего. В-третьих, для пробуждения религиозного чувства в нас. И, наконец, для прославления Бога искусством, как прославляем мы Его также пением псалмов и музыкой.

www.vedmedenko.org










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua