Пошук на сайті:
Знайти



Народні блоги

Додати стрічку статей сайту до свого iGoogle
Останні публікації

Украина как Heimat

goutsoullac | 13.02.2009 23:41

-2
Рейтинг
-2


Голосів "за"
5

Голосів "проти"
7

В украинцев наоборот, общеславянский архетип "Сада-Рая-Царства"* реализован в форме "особого места" (locus amoenus, Heimat), "НАШЕГО периметра пространства" (Украина), в котором чувствуется в своей приватности единство целого ("мы-казаки"), а в целом – своя приватность (хуторянство как неповторные "я").

Украина как Heimat
В украинцев общеславянский архетип "Сада-Рая-Царства" реализован в форме "особого места" (locus amoenus, Heimat), "НАШЕГО периметра пространства" (Украина) , в котором чувствуется в своей приватности единство целого (например, межэтническое "мы – казаки"), а в целом – своя приватность (неповторные "я" – сначала как русич, литвин, молдаван, лях, черкес, абазин, татарин, затем – как наделенный определенной характерной особенностью, закреплённой в смешном "прозвище-фамилии").

Интересным есть то, что в год гибели Запорожской Сечи (1775) на ином конце индоевропейского цивилизационного пространства рождается государство – США – на этой же идее сосуществования ("братолюбия", "филадельфии") эгоцентрических "я" в границах совершенного Закона (Конституции), уважающего эгоизм, но ограничивающего свободу только в крайних случаях угрозы эгоизмам равноправных "я" и эгоизму корпоративно-государственному. И, в конце концов, с обретением независимости "... в Украину возвращается дух оседлости. На руинах одной из самых древних в Европе аграрных культур, после голодомора и насильственной коллективизации... украинцы мал-по-малу, упорно и терпя восстанавливают своих genii loci, культ места. Тожсамость, как в эпоху феодализма, измеряется – тутошностью. Украинская история возвратилась на круги своя" [Забужко О. Хроніки від Фортінбраса: Вибрана есеїстка. – К.: Факт, 2006. – С. 98].

Украина (ср. с санскр. ukhraiia "холм, курган") предстает как своеобразный медиум между человеком и универсумом (Украина-"вертикаль", по сравнению с Россией-"горизонталью"; уместно здесь вспомнить любимый тезис А. Дугина о вертикальной связи разных онтологических, иерархических пластов, присущих истинно-нордическому, и о горизонтальном уровне пародирования и имитации, присущего гондваническому).

Украина – это Пространство, где, следуя М. Элиаде, религиозный человек реализует свое желание "жить во священном", быть в объективной реальности, не дать парализовать себя нескончаемой относительностью субъективных опытов, в действительном, а не илюзорном мире [Элиаде М. Священное и мирское / Перев. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С.26; заг. – 144с.]. "... Ибо мистика является приключением, приключением вертикальным: устремляясь ввысь, она овладевает иной формой пространства" [Сиоран Э.М. Искушение существованием / Пер. с фр. – М.:Республика, 2003. – С.224].

Человек в Украине реализует себя не просто как "Человек Пространства", сформированный и обусловленный специфическим качеством пространства – рельефом, ландшафтом, как это лишь видиться полу-украинцу А. Дугину-Онуфриенко [Дугин А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России. – М.: Арктогея, 1997. – С.13; заг. – 408 с.], а как человек "сакрального пространства", "священного круга", "центра мира", где встречаются Небо и Земля, где в человеке осуществляется эта встреча, через него проходит касание всех миров и всех связей – прошлого, нынешнего и будущего.

Вот как это описал Ф. Достоевский, внук волынского униатского священника Андрея Достоевского: "...Белые башни и золотые главы собора сверкали в яхонтовом небе... Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною... Какая-то как бы идея воцарялась в уме его – и уже на всю жизнь и на веки веков. Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг, в ту же минуту своего восторга. И никогда, никогда не мог забыть Алеша во всю жизнь свою потом этой минуты. "Кто-то посетил мою душу в тот час", – говорил он потом с твердой верой в слова свои..." ("Братья Карамазовы"); "... Невдалике была церковь, и вершина собора с позолоченной крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от неё сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольётся с ними" ("Идиот").

"... Например, киевский культуролог И. Моисеев считает, что барокковая панорама Киево-Печерской лавры, открывающаяся с левого берега Днепра, воплощает вертикальную смысловую композицию бытия. Сюда принадлежат вода (как река времени, космогоническая стихия, материнское начало земной жизни, неисчерпаемая мудрость); пещера ("интимный интерьер духа", тайна, глубина сердца, женское лоно, могила-беременная, в которой спят еще не пробужденные силы); гора (символ высот духа, своеобразный хребет мира, или ассоциация кургана как знак эпических времен или мирового дерева с его символикой неограниченной жизни Вселенной); змееподобное изображение волноподобных крепостных стен (магический круг святого места); храм на горе (как мировая ось, связь земли и небес); золотые барокковые макушки (где в причудливых изломах соединяются жаждущее стремление ввысь и одновременно нисхождение вниз); и наконец, небо и земля, ибо последние – необходимый компонент целого" [Кримський С. Під сигнатурою Софії. – К.: ВД "Києв-Могилянська Академія", 2008. – С. 323].

Перефразируя М. Бубера, можно также сказать, что Украина является носителем духа согласия/злагоды (Behaustheit), а Россия – носитель духа беспризорности (Hauslosigheit), в первом случае человек чувствует себя во всей Вселенной как дома, а во втором – как в диком поле, где и колышка для шалаша нет [Бубер М. Два образа веры. – М., 1995. – С. 164-167].










© 2007 - 2012, Народна правда
© 2007, УРА-Інтернет – дизайн і програмування

Передрук матеріалів дозволяється тільки за умови посилання на "Народну правду" та зазначення автора. Використання фотоматеріалів із розділу "Фото" – тільки за згодою автора.
"Народна правда" не несе відповідальності за зміст матеріалів, опублікованих авторами.

Технічна підтримка: techsupport@pravda.com.ua